При исследовании публичной мысли Рф нереально пройти минуя 40-х годов 19 века, когда сформировались идеи славянофилов и западников. Их споры не закончились позапрошлым столетием и до сего времени имеют политическое значение, в особенности в свете последних событий.

Обстановка 19 века

Сначала 19 века Наша родина оставалась крепостной государством с феодальным методом производства, в отличие от Европы, где начался процесс утверждения капиталистических буржуазных отношений. Таким макаром, увеличивалась финансовая отсталость Русской империи, что давало повод задуматься о необходимости преобразований. По сути, их начал еще Петр 1-ый, но результаты были недостающими. В то же время буржуазные дела пробивали для себя дорогу в Европе с помощью революций, крови и насилия. Развивалась конкурентность, усиливалась эксплуатация. Последние факты не воодушевляли многих представителей российскей публичной мысли. Появлялся полностью объяснимый спор о предстоящем развитии страны, тем паче что во внутренней политике цари кидались от одной крайности к другой. Славянофилы и западники — это два обратных пути для Рф, но каждый был должен привести ее к благоденствию.

В ответ на движение славянофилов

Практически два века в кругу высших сословий Русского страны формировалось поклонническое отношение к Европе и ее достижениям. Наша родина больше преобразовывалась, стараясь прогуляться на западные страны. А. С. Хомячков в первый раз вынес на обозрение широкой публики мысли об особенном пути развития нашего страны — на базе коллективизма, проявляющегося в сельской общине. Это устраняло от необходимости подчеркивать отсталость державы и приравниваться на Европу. Вокруг высказанных тезисов слились мыслители, сначала литераторы. Стали они называться славянофилами. Западники — это типичный ответ вышеперечисленному движению. Представители западничества, основываясь на идеях Георга Гегеля, лицезрели единые тенденции в развитии всех государств мира.

Философские базы западничества

В протяжении истории людской мысли звучит вопрос, сформулированный Полем Гогеном: «Кто мы? Откуда? Куда?». По поводу последней части выделилось три точки зрения. Одни гласили, что население земли деградирует. Другие — что движется по кругу, другими словами развивается циклически. Третьи утверждали, что прогрессирует. Западники — это мыслители, придерживающиеся последней точки зрения. Они считали, что история прогрессивна, имеет один вектор развития, при всем этом Европа опередила другие регионы мира и обусловила путь, по которому пойдут все другие народы. Потому все страны, так же как и Наша родина, должны ориентироваться на заслуги европейской цивилизации во всех сферах жизни общества без исключения.

Западники против славянофилов

Итак, в 40-е годы 19 века сложилось идейное противоборство «славянофилы — западники». Таблица, сравнивающая главные постулаты, идеальнее всего продемонстрирует их взоры на прошедшее и будущее Русского страны.

Идеи славянофилов и западников
Западники Вопросы сопоставления Славянофилы
Единый с Европой Путь развития Самобытный, особый
Отсталое по сопоставлению с западными странами Положение Рф Нельзя ассоциировать с другими государствами
Положительное, он содействовал прогрессу страны Отношение к реформам Петра Первого Отрицательное, он разрушил существовавшую цивилизацию
Парламентская монархия, конституционный строй с штатскими правами и свободами Политическое устройство Рф Самодержавие, но по типу патриархальной власти. Сила представления — народу (земский собор), сила власти — царю.
Отрицательное Отношение к крепостному праву Отрицательное

Представители западничества

Немаловажную роль в величавых буржуазных реформах 60-70-х годов игрались западники. Представители данной публичной мысли выступали не только лишь идейными вдохновителями муниципальных преобразований, да и сами учавствовали в их разработке. Так, активную общественную позицию занимал Константин Кавелин, перу которого принадлежит «Записка об освобождении фермеров». Тимофей Грановский, профессор-историк, выступал за продолжение реформ, заложенных еще сначала восемнадцатого века, за активную просвещенческую муниципальную политику. Вокруг него и слились единомышленники, к которым можно отнести И. Тургенева, В. Боткина, М. Каткова, И. Вернадского, Б. Чичерина. Идеи западников лежат в базе самой прогрессивной реформы 19 века — судебной, которая закладывала базы правового страны и штатского общества.

Судьба западников

Нередко бывает, что в процессе развития публичного движения происходит его предстоящее дробление, другими словами раскол. Не стали исключением и западники. Это касается сначала выделения конструктивной группы, провозглашающей революционный путь внесения перемен. В нее вошли В. Белинский, Н. Огарев и, естественно, А. Герцен. На определенном шаге вышло сближение славянофилов и революционных западников, считающих, что фермерская община может стать основой грядущего устройства социума. Но оно не было определяющим. В целом противоборство мыслях самобытного пути развития Рф, прямо до особенной роли нашей цивилизации в мире, и необходимости западнической ориентации остались. В текущее время водораздел проходит в большей степени в политической сфере, в какой выделяются западники. Представители этого движения выступают за интеграцию в Европейский альянс, видя в этом выход из цивилизационного тупика, в который вошли еще в период строительства социализма.