Когнитивные процессы: их содержание и типы
Когнитивная деятельность человека начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют различные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это — когнитивные процессы. Разглядим более тщательно их содержание и типы.
Когнитивные процессы представляют собой психологические явления, которые нужны для оптимального исследования и понимания мира вокруг нас. К ним можно отнести восприятие, чувство, воображение, мышление и память. Любой из их является самостоятельным, но, работая вместе, они обеспечивают познавательную деятельность человека.
Чувства связаны с тем, что имеются разные воздействия на спец рецепторный аппарат. Благодаря этому организм принимает сигналы раздражителей из среды (наружной и внутренней). Потому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и чувство равновесия.
Когнитивные процессы содержат в себе восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые появляются при их конкретном воздействии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в внешнем мире. С ним, в наименьшей либо большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Разглядим их более тщательно.
Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением реальности. У человека оно имеет несколько типов, которые «перетекают» в разные когнитивные стили.
Наглядно-действенное мышление способно работать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те либо другие деяния. Наибольшее распространение оно получает у малыша до 3-х лет.
Наглядно-образное мышление нацелено на воссоздание «слепка» реальности. Оно развивается у малыша в возрасте от 3-х до 10 лет в игре.
Абстрактное мышление способно устанавливать логические связи меж явлениями реальности.
Память содержит в себе процесс формирования и сохранения опыта из прошедшего, которые делают вероятным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошедшее с будущим и реальным. Потому конкретно память — важная познавательная функция, которая лежит в базе обучения и развития.
Воображение является психологическим процессом, который выражается в:
- построении вида и результата деятельности человека;
- формировании программки общения и поведения в той ситуации, когда неувязка является неопределенной;
- разработке вида, которые не программирует, а подменяет деятельность;
- построении объекта, который соответствует описанию.
Важной функция воображения будет то, что оно позволит представить итоговый итог собственной деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее воплощения.
Потому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются нужным компонентом познавательной деятельности.