Владимир Маяковский, как понятно, неоспоримо принял революцию и приветствовал зарождающийся социалистический строй. Но, следя реальность, он с огорчением отмечал «заболевания» новейшей формации. Какой-то из них был полный русский бюрократизм, какого не ждал от новейшей власти Маяковский. Стихотворение «Прозаседавшиеся» — это его ответ на сложившуюся ситуацию.

Лик бюрократии

Слово «бюрократия» вышло от слияния 2-ух существительных – французского «канцелярия» и греческого «власть». Это явление существует всюду, где есть государственное управление. Бюрократизмом (либо канцелярщиной) именуют непомерно усложненное движение бумаг по инстанциям и письменным столам чиновников.

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» помогает узреть личину «картонной власти» через призму лирического восприятия, которое делает картину очень выразительной. В некий степени неприязнь поэта к канцелярской атрибутике может быть объяснена личной драмой: его отец погиб от инфецирования крови, которое последовало за тем, как он уколол иглой палец, сшивая бумаги. И естественно, поэта самого задела циркулярная волокита, когда он заботился о публикации собственной пьесы «Мистерия-буфф». Остались записки, в каких Маяковский сказал, как столкнулся с «бюрократизмом, смешанным с изымательством».

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся»: сюжет

Герой произведения с ранешнего утра («чуток ночь перевоплотится в рассвет») пробует попасть на прием к начальнику «Иван Ванычу», это, естественно, обобщенный образ всех чиновников. Это далековато не 1-ая попытка: «хожу со времени она» (это книжное славянское выражение, обозначающее «когда-то очень и очень издавна»). Но начальник повсевременно кое-где заседает. На очах лирического героя происходит бюрократическая круговерть: изо денька в денек служащих настигает «дождик» «картонных дел» (тут создатель употребляет гиперболу), и они беспрестанно прогуливаются по заседаниям. Поэт сатирически осмысливает тему этих заседаний, обсуждаемые вопросы которых смехотворны: «покупка склянки чернил Губкооперативом» либо просто нелепы: «объединение Тео и Гукона» (ТЕО — это аббревиатура наименования «Театральный отдел Наркомпроса», а ГУКОН — Главное управление коннозаводства Наркомзема). Под сатирическое перо Маяковского попадают любимые русские сокращения, которые он рифмует в смышленой строке: «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Мысль и настроение

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» в особенности увлекателен исходя из убеждений развития авторского настроения. Поначалу оно сдержанное, герой уважительно осведомляется у секретаря относительно бюрократа: «Не могут ли аудиенцию дать?» Но ему отказано. А после того как «исколесишь 100 лестниц», для тебя уже «свет не мил». Создатель прямо не именует свое состояние, но применяемая лексика совершенно точно отрисовывают портрет измученного, злосчастного просителя.

После очередной безуспешной пробы пробиться к бюрократу (уже «смотря на ночь») настроение лирического героя решительно изменяется, он «взъяренный» «врывается лавиной» в кабинет заседающих, к тому же «одичавшие проклятья дорогой изрыгая». Эпитеты, как лицезреем, очень экспрессивны! И вот перед героем страшная сцена: «посиживают людей половины». Не смея веровать очам, он, как всякий обычный человек, испуган и встревожен: «Мечусь, оря», у него «от ужасной картины свихнулся разум». Но в особенности наизловещей кажется невозмутимость секретаря, который обыденно констатирует: «Он на 2-ух заседаниях сходу». Чему удивляться? Совещаний настолько не мало, что приходится меж ними разрываться: «…до пояса тут, а остальное там!» Гипербола перерастает в гротеск и превращает повествование в фантасмагорию. Завершает стихотворение несбыточная мечта лирического героя о том, чтоб совещатели собрались на заседание «Относительно искоренения все заседаний». Поэт иронически говорит ее в преднамеренно канцелярском стиле.

Жанровый анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

Непременно, что стихотворение выдержано в жанре сатирического фельетона. Оно, как подобает фельетону, остро высмеивает пороки социума, обладает публицистичностью и художественными плюсами. Создатель не скупится на гиперболизацию и гротеск, вместительные метафоры и хлесткие эпитеты. Многие выражения, как и само заглавие стихотворения, стали нарицательными уже при жизни поэта и плотно вошли в сокровищницу разговорного языка. С фельетонным жанром связаны тут и языковые новаторские изыскания поэта, как о том свидетельствует анализ стиха «Прозаседавшиеся».

Маяковский – поэт-футурист

Творчество поэта пришлось на времена, когда ломался не только лишь муниципальный строй, да и язык. Люди искусства находили новые выразительные средства, бросая вызов традиции. Рвение к новизне кристаллизовалось в художественном направлении начала ХХ века – футуризме, к которому увлеченно примкнул Маяковский. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» потому ценен и исходя из убеждений красивых неологизмов, выдуманных поэтом. По утверждению исследователей, в произведениях Владимира Маяковского находится более 2800 новых лексических конструкций. До него в российской речи никто не слышал эпитета «взъяренный», как и инфинитива «раздвояться» либо деепричастия «оря». А слово, стоящее в титуле произведения, — новаторство, не понимающее для себя равных. Существительное «прозаседавшиеся» — это производное от глагола «прозаседаться», которого тоже нет в российском языке. Но коннотация слова плотно сплетена, к примеру, с глаголом «проиграться» и имеет колер трагической чрезмерности, безнадежности.

Композиционная завершенность стихотворения

Произведение написано в кольцевой композиции. Мы смотрим дневной цикл: утром 1-го денька до утра другого. Настроение лирического героя, как показывает анализ стиха «Прозаседавшиеся», соответствует этому циклу, волнение, нарастающее в мытарствах героя и достигающее кульминации в сцене, где он лицезреет половинки людей, равномерно стихает и трансформируется в рефлексию.