Музыка, в какой ведущая роль принадлежит голосу, именуется певческой. Она может быть написана для 1-го, 2-ух либо огромного количества исполнителей, при этом как с сопровождением, так и без него. Жанры певческой музыки, так же как и инструментальной, пройдя длинный путь развития, формировались под воздействием публичных функций искусства. Так появились культовые, обрядовые, трудовые, бытовые песнопения. Со временем это понятие стало применяться более обширно и обобщенно. В этой статье мы разглядим, какие бывают жанры музыки.

Песня

Появилась еще в давние времена. Она соединяет воединыжды литературный текст с достаточно обычной броской мелодией. Этот самый старый и первичный жанр, в процессе собственной эволюции, обширно дифференцировался. 1-ые песни, сделанные народом, передавали все обилие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). Со временем возникают более проф авторские сочинения.

Певческие жанры эры Возрождения: месса

Так именуется сочинение, написанное для проведения культового обряда. В базе песнопений лежат тексты, взятые из литургии латинского ритуала и положенные на музыку. В этом жанре писали композиторы позднего Возрождения: Лассо, Палестрина. Состоит месса обычно из 5 частей: Кирие, Кредо, Глория, Агнус Деи и Санктус. Прямо до девятнадцатого века произведения этого жанра создавались только для мужского хора, партию сопрано исполняли мальчишки.

Мотет

Появился во Франции посреди семнадцатого века. Многие жанры певческой музыки этого периода писались в полифоническом стиле. Броский пример тому – мотет. Он соединял воединыжды внутри себя несколько мелодий с разными текстами. При этом нижний глас (тенор) исполнял песнопение на латинском языке, а другие (motetus, triplum, duplum) – партии на французском. Содержание текстов носило шутливый либо любовный нрав. Писались мотеты для хора с инструментальным сопровождением и а капелла. К этому жанру обращались Палестрина, Ж. Депре, Г. Дюфаи, а позже – В. Моцарт, Г. Гендель, А Брукнер, И. Брамс.

Мадригал

Этот жанр зародился в Италии посреди шестнадцатого века. В то время мадригалом называлась художественная многоголосая песня без сопровождения. Обычно, она носила светское, в некой степени, даже любовное содержание. Отличительной особенностью песнопений данного жанра является умелая фактура.

Виланелла

Является предшественницей мадригала. В буквальном смысле заглавие «виланелла» переводится как деревенская песня. Произведения этого жанра, написанные в куплетно-строфической форме, предназначались для выполнения тремя-четырьмя голосами. Склад виланелл, обычно, полифонический, содержание – смешное либо пасторальное. Основную мелодию песни (верхний глас), исполнял солист, а другие партии делали роль аккомпанемента. Со временем эта функция была поручена музыкальным инструментам.

Романс

Этот жанр камерной певческой музыки сформировался во 2-ой половине девятнадцатого века. Романсом именуется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При всем этом задачка аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания создателя. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

Баллада

Так именуется музыкальное произведение, написанное на знаменитый либо исторический сюжет. Оно несет внутри себя повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. 1-ые музыкальные баллады появились в Шотландии и Великобритании. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о разных исторических, сатирических либо драматических событиях. Основателем этого жанра в певческом искусстве считается Ф. Шуберт.

Серенада

В прежние времена так называлась песня трубадуров. В эру ренессанса и средневековья этот жанр приобретает новое значение. Сейчас под этим заглавием предполагаются любовная песня, которую исполняет кавалер в вечернее время под окном собственной любимой. При всем этом певец сам для себя сопровождает на гитаре, мандолине либо лютне.

Хоровые жанры певческой музыки

Занимают особенное место в искусстве. Эти произведения, написанные для хора, отличаются свободой построения и редчайшим воззванием к куплетной форме. Для их типично наибольшее соответствие музыкального материала словам. Особенным, но более сложным жанром является певческий цикл. Он появляется несколькими самостоятельными произведениями, объединенными общим художественным смыслом. К певческим циклам обращались многие композиторы. Посреди их Шуман, Глинка, Шостакович, Мусоргский, Шуберт.

Циклические жанры певческих произведений

Отличаются более большими формами. Они состоят из нескольких отдельных самостоятельных частей, раскрывающих общий смысл сочинения. В базе построения музыкальных произведений данной формы лежит принцип контраста, в большей степени темпового. Сюда можно отнести оратории, мессы, сюиты и в некой степени оперы.

Кантата

Так именуется повторяющееся сложное произведение лирико – эпического либо праздничного содержания. Оно отличается маленьким размером и может включать в себя сольно – певческие номера, хоровые части, ансамбли и оркестровые эпизоды. Разделы кантаты, объединенные общей темой, самостоятельны. Потому их очень нередко исполняют в концертных программках как отдельные номера. Отдельные части этого жанра передают разные образы (лирические, драматические, созерцательные): С. Прокофьев «Александр Невский».

Оратория

Композиционно-развернутое произведение огромного масштаба, в базе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей нередко вводится повествователь либо чтец. Данное произведение, обычно, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра. В этом жанре работали многие композиторы: И. С. Бах «Страсти по Иоанну», К. Сен-Санс «Самсон и Далила», И. Стравинский «Правитель Эдип».

Сюита для хора

Это цикл, состоящий из самостоятельных по теме номеров, связанных общей мыслью. При всем этом любая отдельная пьесы призвана оттенить либо осветить разные грани стержневой идеи. Броским примером такового цикла является сюита «5 соответствующих картинок». В ней музыкальные номера, ярко отличающиеся друг от друга, отрисовывают яркие картины определенных образов («Фермерская пирушка», «Русалки», «Приближение весны»).

Опера

Это масштабное драматическое произведение, объединяющее внутри себя жанры инструментальной и певческой музыки, также танцевальное искусство и живопись. Оно написано для выполнения оркестром, хором и солистами. Главенствующая роль тут отводится отдельным сольным номерам (ариям, ариозо и ариетто), передающим образы и настроение основных действующих лиц.

Литургические жанры певческой музыки

Занимают большое место в концертной практике. При этом большой популярностью пользуются как православные песнопения («Всенощная» Рахманинова, «Литургия» Гречанинова и Чайковского), так и католические («Реквием» Верди, Моцарта). Во время религиозных обрядов эти сочинения дополняются ритуальными действиями, молитвами и процессиями. А на концертных подмостках они более напоминают кантату либо ораторию, состоящую из отдельных частей-ансамблей, хоров, арий. В конце двадцатого века литургические жанры получают светские черты. Броский пример тому – «Реквием» Кабалевского и Бриттена, также произведение Щедрина «Запечатленный ангел».