Лидия Алексеевна Чарская, как будто реальный инженер человечьих душ, вводит в канву собственного повествования девченку, владеющую талантом доброты и самопожертвования. Много поколений российских женщин считало собственной настольной книжкой «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание ее указывает, как владеющий не показными, а реальными добродетелями человек способен поменять окружающий его мир к наилучшему. Основная героиня повести – девятилетняя девченка. Она светлая и хорошая (по-гречески имя Лена значит «свет»).

Осиротевшая Леночка

Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Грустная это поездка, не по собственной воле она мчится. Девченка осиротела. Ее возлюбленная «самая милая, хорошая» матушка с очами, схожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простыла, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «как будто восковой», погибла в сентябре.

Катастрофически начинаются «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание вступительной части заключается в воспитании незапятанной и ласковой натуры малыша.

Мать, чувствуя приближение собственной кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Мише Васильевичу, живущему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девченку.

Марьюшка купила девченке жд билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде – повстречать девченку — и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику – Никифору Матвеевичу.

В доме у дяди

Ярко сцену, происходящую в доме у статского советника, обрисовывает Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и 2-мя братьями. Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу обратилось в упрек ей. Напротив нее, ухмыляясь, с очевидным чувством приемущества, стояли светловолосая, схожая на фарфоровую куколку со вздернутой капризно верхней губкой Нина; мальчишка постарше, с чертами, схожими ей, – Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший отпрыск статского советника Толя.

Как они восприняли прибывшую из провинции кузину? Повесть «Записки малеханькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с омерзением, с чувством собственного приемущества, со специфичной детской беспощадностью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила изымательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в общении упомянул покойную матушку девченки, она толкнула его, и мальчишка разбил дорогую японскую фарфоровою вазу.

Разбитая ваза

Здесь же эти мелкие Иконины побежали сетовать Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.

Трогательно обрисовывает сцену восприятия содеянного ласковой и неозлобившейся девченкой Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат тривиальный контраст: Леночка не задумывается о братьях и сестре со злобой, не обзывает их в идей, как это повсевременно делают они. «Ну как мне быть с этими забияками?» — спрашивает она, глядя на сероватое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердечком».

Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя собственной племяннице) с супругой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а желала просто дать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вуале, помрачнел. Потом все пошли обедать.

Старшая дочь Икониных – Юлия (Жюли)

Во время обеда Леночка познакомилась еще с одной жительницей этого дома, горбатой Жюли, старшей дочкой тети Нелли. «Записки малеханькой гимназистки» обрисовывают ее обезображенной недугом, узколицей, плоскогрудой, горбатой, ранимой и озлобленной девченкой. Ее не понимали в семье Икониных, она была изгоем. Леночка оказалась единственной, кто от всего сердца жалел бедную обезображенную природой девченку, у которой красивыми были только глаза, похожие на «два бриллианта».

Но Жюли возненавидела вновь прибывшую родственницу за то, что ту вселили в комнатку, ранее принадлежащую ей.

Месть Жюли

Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в собственном стиле отдала приказ девченке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную. Но вещи уже перенесли в крошечную комнатушку с одним окном, узенькой кроватью, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот кислый уголок Лидия Чарская. Книжки ее нередко как будто обрисовывают сложное детство и молодость самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась мамы. Мачеху же Лидия терпеть не могла, потому несколько раз сбегала из дому. С 15 лет она вела ежедневник.

Но вернемся к сюжету повести «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание последующих событий заключается в злостной шалости Жюли и Ниночки. Сначала 1-ая, а потом 2-ая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, потом сломали стол. А позже Жюли обвинила злосчастную сироту, что та стукнула Ниночку.

Незаслуженное наказание

Со познанием дела (очевиден личный опыт) обрисовывает последовавшее наказание главной героини Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат гнетущую сцену насилия над сиротой и возмутительной несправедливости. Рассердившаяся грубая и нещадная гувернантка втолкнула девченку в какую-то пыльную, черную, прохладную нежилую комнату и закрыла за ней задвижку с наружной стороны двери. В один момент в мгле появилась пара больших желтоватых глаз, парящих прямо к Леночке. Та свалилась наземь и растеряла сознание.

Гувернантка, найдя обмякшее тело Елены, сама ужаснулась. И выпустила девченку из заточения. Ее не предупредили, что там живет ручной филин.

Иконина-первая и Иконина-вторая

На последующий денек гувернантка привела девченку к директору гимназии — Чириковой Анне Владимировне, даме высочайшей и статной с седоватыми волосами и юным лицом. Матильда Францевна охарактеризовала Леночку, взвалив на нее всю вину за выходки сестер и братьев, но начальница не поверила ей. Анна Владимировна тепло отнеслась к девченке, которая по уходу гувернантки разразилась слезами. Она направила Леночку в класс, сказав, что учащаяся в нем же Жюли (Юлия Иконина) познакомит девченку с остальными.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Инсинуация сделала свое дело. В классе, где первую скрипку игрались две-три эгоистичных, на физическом уровне крепких нахальных девченки, скорых на экзекуцию и травлю, была сотворена атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич опешил таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку около Жебелевой, а потом начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее именовал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила 20 ошибок. Последующие действия в классе, где все страшились возражать обнаглевшей Ивиной, мы опишем коротко.

«Записки малеханькой гимназистки» содержат сцену беспощадной травли новейшей ученицы всем классом. Ее окружили, со всех боков толкали, дергали. Сплетничала в ее адресок завистная Жебелева и Жюли. Но этим двум было далековато до узнаваемых в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Для чего же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтоб «сломать» новую, лишить воли, вынудить быть послушливой. Вышло ли это у молодых хулиганок? Нет.

Елена мучается за поступок Жюли. 1-ое волшебство

На 5-ый денек пребывания в доме у дяди на Леночку обвалилось очередное несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил отцу о приобретенной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.

Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Но Матильда Францевна уже отыскала тельце бедного Фильки и по-своему обусловила его убийцу.

Ее поддержала супруга генерала, и Леночку должны были высечь. Беспощадные характеры в этом доме демонстрируют «Записки малеханькой гимназистки». Главные герои часто не только лишь нещадны, да и несправедливы.

Но тут и вышло 1-ое волшебство, открылась Добру 1-ая душа. Когда Бавария Ивановна внесла над бедной девченкой розгу, расправу оборвал истошный вопль: «Не смейте сечь!» Его издал ворвавшийся в комнату бледноватый, трясущийся, с большими слезами на лице младший брат Толя «Она сирота, она не повинна! Ее жалеть нужно». Отныне он и Елена стали дружны.

Белоснежная ворона

В один прекрасный момент черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили «затравить» учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна только Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.

Таковой вспышки ненависти к для себя Леночка еще никогда не лицезрела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девченка рыдала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова возвратиться в Рыбинск.

И здесь вышло 2-ое волшебство в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама смиренной и хорошей, сообразила, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и от всей души предложила злосчастной
девченке свою дружбу. Иконина-вторая после чего практически «восстала из пепла», она была готова обучаться далее в этой гимназии.

Малая победа

Скоро дядя девченки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как произнес генерал, будет всего только одна гостья от него — дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же — Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет собственный предстоящий рассказ. «Записки малеханькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны малышей, воспитанных в презрении к «мужчинам». Но ситуация диаметрально поменялась, когда приехала гостья от дяди.

Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пробовали льнуть мелкие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер только с Еленой и Нюрочкой.

А когда она сплясала с Нюрой вальс, все застыли. Девицы танцевали настолько пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато позже мальчики-дворяне наперерыв приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была малая победа.

Новое страдание за проступок Жюли. Волшебство № 4

Вобщем, скоро судьба готовила Елене истинное испытание. Вышло это в гимназии. Жюли спалила красноватую книжицу преподавательницы германского языка с диктантами. Это сразу из ее слов выяснила Елена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» — воскликнула учительница… Она не была благородной, она не искусна прощать… Как лицезреем, вправду актуальных персонажей воскрешают «Записки малеханькой гимназистки».

Короткое содержание следующих событий — это новые тесты, выпавшие на долю этой мужественной девченки. Елену на публике обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежке листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верует в вину Елены.

О случившемся поведали Баварии Ивановне, а та — тете Нелли. Лену ожидали еще больше томные тесты… Генеральша в открытую называла Лену воровкой, позором семьи. И здесь вышло 4-ое волшебство. К ней пришла ночкой вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она вправду раскаивалась. Поистине христианское смирение сестры разбудило и ее душу!

5-ое волшебство. Согласие в семье Икониных

Скоро газеты запестрели известием о катастрофы. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск – Петербург попал в катастрофу. Лена просила тетю Нелли отпустить ее, чтоб проведать его, посодействовать. Но черствая генеральша не разрешила. Тогда Лена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана – оставлена на три часа после уроков. Сейчас проще обычного было сбежать, чтоб проведать Никифора Матвеевича.

Девченка пошла в стужу и метель на окраину городка, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало отлично, тепло… Ее выручили. Случаем по этой местности ворачивался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе практически занесенную снегом девченку.

Когда Елена пришла в себя, ее успокоили, весть о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром докторов, Елена оздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став нареченной сестрой (отец был согласен).

Признательная Елена не могла и грезить о таком счастье. Анна и Лена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна произнесла, что Лена будет жить у нее. Но здесь Толик и Жюли свалились на колени и стали жарко просить сестру не уходить из дома. Толик гласил, что, как Пятница, он не сумеет жить без Робинзона (т. е. Лены), а Жюли просила ее, так как без нее она не сумеет вправду исправиться.

И здесь случилось 5-ое волшебство: в конце концов прозрела душа тети Нелли. Она только на данный момент сообразила, как благородна Елена, что поистине неоценимое она сделала для ее деток. Мама семейства в конце концов приняла ее, как родную дочь. Жорж, равнодушный ко всему, также, расчувствовавшись, зарыдал, его исконный нейтралите
т меж хорошем и злом был отброшен в пользу первого.

Вывод

И Лена, и Анна сообразили, что Елена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, вначале не встретившая доброты на собственном пути, своим жарким сердцем смогла растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в надменный, уродующий, ожесточенный дом лучи любви и реального христианского смирения высочайшей пробы.

Сейчас (практически через 100 лет после написания) снова на буме популярности «Записки малеханькой гимназистки». Отзывы читателей говорят, что повесть актуальна.

Как нередко наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, терпеть не могут. Становится ли от этого мир вокруг их лучше? Навряд ли.

Книжка Чарской нам дает осознать, что реально поменять мир к наилучшему может только доброта и жертвенность.