Невзирая на страстное желание родителей обеспечить для отпрыска размеренное будущее, чтоб Юрий Степанов получил в конечном итоге «серьезную профессию», сам он постоянно рвался к сцене и театру. И преуспел как в кино, так и на театральной сцене. Благодушного и превосходного «гражданина начальника» Пафнутьева запомнила вся Наша родина. Вобщем, не считая него у Юрия Степанова было величавое огромное количество ролей.

Детство и молодость

Юрий родился в Черемховском районе в деревне Рысьево. От Иркутска – 100 50 км. Его отец и мама были обычными рабочими людьми, он – агроном, она – преподавательница естественных наук. В школе Юрий не хватал звезд с неба, так как практически ничего не вызывало энтузиазма – не считая чтения. Как Юра принимался пересказывать прочитанную книжку, весь класс замирал с открытыми ртами.

Детство Юрия Степанова было обыденным для тех пор – охота, ловля рыбы, рытье картошки, пчеловодство и строительство. Одним словом, выживать он умел. Но в первом же творческом кружке, в местном Доме культуры, где была директором Ольга Фирсова, Юрий сообразил, что ему очень нравится заниматься конкретно актерством. Невзирая на несогласие с родителями – те желали, чтоб отпрыск стал охотоведом, он поступил в Иркутское театральное училище.

Отец считал, что это увлечение временное, но, после получения Юрием красноватого диплома, он прошел испытание приемной комиссии ГИТИСа, как раз заглянувшей в Иркутск. В итоге, Степанов по совету Фирсовой, отправился в Москву, учиться у Петра Фоменко.

Мастерская Петра Фоменко

Курс, на который поступил Юрий, стал, в конечном итоге, основой для сделанной потом труппы Столичного театра, которая так и называлась «Мастерская Петра Фоменко». До какого-то момента Степанов работал только в Театре Фоменко и нигде больше, но сам он считал это огромным достижением. В этом театре он успел сыграть Гришу из «Варваров», Васю из «Балаганчика», Бенджамина из «Шума и ярости», Собачкина из «Владимира III степени», Чебутыкина из «Трех сестер», Горбуна из «Приключения» и многих других.

Актерская природа Степанова добивалась неизменных импровизаций, умения несколько преобразовывать текст роли, вроде бы существуя над ним. Он обладал прирожденным даром лицедея, также открытым, очаровательным лицом и полной фигурой, что потом позволило Юрию примерить на себя неограниченное количество различных образом: беспощадно-ироничный и лиричный, ожесточенный и смешливый, суровый и даже немощный.

Тут будет кстати отметить, что природа одарила Степанова послушливым и «артистичным» телом, которое, невзирая на полноту, было умопомрачительно пластично и выразительно. Это позволяло ему быть убедительным в хоть какой роли. При всем этом кого бы он ни играл, он всегда был узнаваем. Его внушительную фигуру, обширное лицо, основательную походку, лицезрев в один прекрасный момент нереально было запамятовать.После роли Ислаева из «Месяца в деревне» стало разумеется, что границ амплуа для Степанова просто не существует, равно как и понятия, которое принято было именовать «чистотой жанра».

Кино

Сам Степанов признавался, что кино стало для него заразительной вещью: «Всего пара дублей, чтоб поймать нужное состояние… Ловишь кайф и летаешь, как птица!».

Особенным фильмом для Степанова стала картина «Время танцора», снятая Вадимом Абдрашитовым. Сам он вспоминает об этом режиссере, как о собственном крестном отце в кино. Тут актер заполучил большой опыт и багаж, несравненный ни с какими средствами.

И хотя кинопроб в жизни Степанова было большое количество, на одну из самых приметных в собственной жизни ролей он попал без пробы совсем. Когда Николай Досталь увидел Юрия, сходу произнес – он будет играть и точка. Потом началась практически круглосуточная работа: на съемочной площадке «Гражданина начальника» практически не оставалось времени на обсуждение роли, потому режиссер и актер встречались ночкой и практически до утра обсуждали все аспекты дневной работы. А позднее – приходили на площадку и снимали сериал, про детектива, которого никто не принимает серьезно, до того времени, пока не окажется в его хватких руках.

Настоящий профессионализм Юрия Степанова сделал его очень нужным актером, в итоге чего, его добивались в свои киноленты Учитель и Лунгин, Балабанов и Мороз… Пока в один прекрасный момент все не завершилось.

Конец

Последним спектаклем Степанова стали чеховские «Три сестры». Когда поздним мартовским вечерком актер вышел из театра, после спектакля, и изловил попутку, он не подозревал, что эта поездка станет для него последней. В 0:45 ночи актер с водителем ждали собственного зеленоватого света на перекрестке улиц Шкулева и Люблинской. В это время они ощутили осязаемый удар сзади – в их ВАЗ врезалась Мазда. Четверку выкинуло вперед, на встречную полосу и здесь же сбило проезжавшим автомобилем. В итоге приобретенных травм Юрий Степанов скончался на месте.