Восьмеричный путь (astàngikamarga на санскрите) — это одна из основных основ учения буддизма. Будда Просветленный назначил его уже в первой проповеди о Колесе Закона, объясняющей путь к прекращению страданий и к самопробуждению. Этот путь еще именуют великодушным, но также срединным, потому что он лежит в центре меж 2-мя последними буддистскими доктринами по отношению к страстям, терзающим душу и приводящим к страданию: полное потакание им и последний аскетизм, ведущий к самоистязанию и умерщвлению плоти.

Путь, который назначил Будда Гаутама, состоит в поочередном отходе от «3-х корней порока» (злости, невежества и жажды) и постепенном приближении к прозрению в настоящую действительность всех вещей и, таким макаром, к освобождению и просветлению, другими словами настоящему Спасению.

В буддийской символике восьмеричный путь нередко изображают в виде колеса с восьмью спицами, любая из которых значит один из его частей. В то же время этот путь – последняя из 4 истин, именуемых великодушными.

Что все-таки означают эти восемь спиц-элементов, благодаря которым путь, провозглашенный Буддой, именуется восьмеричным?

Это, во-1-х, правильные взоры, другими словами познание 4 великодушных истин.

Во-2-х, правильные намерения, другими словами настоящее желание им следовать.

В-3-х, верная речь.

Дальше по списку идут такие деяния, которые в буддизме также именуются правильными: верные деяния, стиль жизни, старания и усилия, постижение и сосредоточение.

Можно поделить восьмеричный путь на три главные составляющие, которые ступенями ведут человеческое существо к спасению: культура поведения, культура медитации и культура мудрости.

Культура поведения содержит в себе правильные мысли, слова и деяния. Они составляют главные заповеди буддизма для верующих – некоторый аналог христианского декалога: не убивай, не бери того, что не твое, не гласи ересь, не прелюбодействуй, не «опьяняйся» гордыней, также содержит перечисление настоящих добродетелей: щедрости, смирения, благонравия, очищения и других.

Если следовать только правильной культуре поведения, это приведет только к временному облегчению кармы, но не высвободит от сансары (круговорота перерождений).

Культура медитации содержит в себе верное осознавание мира и себя, полную концентрацию мыслей. На самом деле, это система особых упражнений, при помощи которой можно достигнуть внутреннего умиротворения, отстраниться от суеты мира и взнуздать свои страсти.

Но без культуры поведения и культуры мудрости культура медитации перевоплотится всего только в гимнастику, способную разве что сделать лучше самочувствие тела.

Культура мудрости – это правильные взоры и намерения, познание про великодушные правды буддизма.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий, а поэтому просто правильных познаний недостаточно, чтоб оказаться в конце пути Спасения. Порвать цепь сансары и достигнуть нирваны, другими словами полного освобождения от сансары и настоящего просветления, можно только тогда, когда в полном объеме следуешь всем элементам восьмеричного пути. Пройдя по этому старому пути, который не напрасно еще носит заглавие «настоящий путь», можно самим, без сторонней помощи, достигнуть Просветления и стать буддой.

Ах так обрисовывает этот путь Спасения — восьмеричный путь — сам Будда Гаутама: «И увидел я старый путь, по которому шли поистине самопробужденные стародавних времен… И когда я шел этой дорогой, я понял настоящее познание старения и погибели (другими словами страданий), настоящее познание происхождения старения и погибели (другими словами желания), настоящее познание о прекращении старения и погибели (другими словами отказ от желаний) и настоящее познание пути, который ведет к прекращению старения и погибели (другими словами путь следования к нирване)… Получив это настоящее познание, я раскрыл его и показал этот путь монахам, монахиням и светским людям…».