Учим ребенка делать пересказ текстаПересказ текста очень нередко употребляется в школе, ведь это упражнение не только лишь показывает уровень развития речи, да и указывает, как ребенок умеет осознавать и рассматривать услышанный либо прочитанный текст. Но у малышей пересказ текста нередко вызывает трудности. Как посодействовать ребенку их преодолеть?

Есть две главных предпосылки, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это трудности с развитием речи либо же препядствия с осознанием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент необходимо делать конкретно на развитии речи и делать это не при помощи пересказа, а при помощи более обычных игр на развитие речи. А вот во 2-м случае необходимо тренировать конкретно умение малыша делать пересказ текста.

Для начала необходимо верно избрать тест для пересказа. Сначала текст для пересказа должен соответствовать уровню развития малыша: пытайтесь выбирать испытания, легкие для детского восприятия. В таких текстах деяния, совершаемые героями, должны быть понятны ребенку, а сами персонажи должны владеть ярко выраженными нравами. Объем текста тоже не должен быть очень огромным.

Также необходимо держать в голове о том, что обучение и воспитание малыша всегда идут рука об руку. Потому тест непременно обязан иметь воспитательную ценность, учить малыша чему-то полезному и отличному. В конце концов, текст для пересказа должен быть увлекательным для малыша: может быть, пересказ текста у него «не идет» конкретно поэтому, что предложенные испытания не вызывают энтузиазма.

Начинать осваивать пересказ текста лучше со сказок: они увлекательны ребенку, довольно ординарны, но при всем этом не просты, владеют точной структурой и стабильным течением событий. Позднее можно равномерно перебегать к рассказам, наращивать объем предлагаемых для пересказа текстов.

Готовить малыша к пересказу текста необходимо по определенному плану: если вы прочитаете ребенку текст, а позже сходу попросите его пересказать, навряд ли у него что-то получится. Будем откровенны: даже не у каждого взрослого это выйдет. Потому тест необходимо будет прочесть пару раз, а меж чтениями — выполнить с ребенком определенные задания.

Прочитав ребенку текст впервой, обусловьте вкупе с ним, о чем речь идет в тексте. Это еще не должен быть настоящий пересказ текста: просто выделите главную идею и сформулируйте ее в паре предложений. На этом шаге необходимо направить внимание на заголовок текста и совместно с ребенком помыслить, почему создатель именовал его конкретно так, а не по другому. Учтите, что текст необходимо читать не спеша, понятно и разборчиво.

После чего необходимо найти, из каких частей состоит текст. К каждой части необходимо придумать вопросы (сделайте это заблаговременно). Потом прочтите ребенку тест снова, и пусть он ответит на эти вопросы (может быть, с вашей помощью). После второго чтения можно составлять план, который облегчит ребенку пересказ текста.

Для этого текст необходимо перечитать снова, по частям. Любая часть — это один либо несколько абзацев, объединенных общей мыслью. Вы сможете придумать свои наименования каждого пт плана либо использовать фразы из текста, которые более точно выражают основную идею каждой смысловой части. Сейчас прочтите план совместно с ребенком и попросите его пересказать идею каждого абзаца вслух (с вашей помощью). Позже пусть он сделает то же самое, только про себя.

Настало время еще для 1-го чтения текста. Слушая текст, пусть ребенок концентрируется на главных идеях, порядке, в каком они изложены, выделяет самые калоритные образы и примеры, которые подкрепляют основную идея. После чего обсудите с ребенком самые значительные детали текста. Но очень очень в детали углубляться не нужно: если пересказ текста будет очень подробным, ребенок просто «не увидит леса за деревьями». Необходимо учить его отличать значительные подробности от несущественных. Непременно на этом шаге уточните значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

В конце концов, поинтересуйтесь воззрением малыша: текст наверное вызвал у него какие-то мысли, эмоции, переживания. Спросите у него, как, по его воззрению, создатель относится к основным героям и событиям? Как относится он сам? Согласен ли он с создателем? Пусть ребенок как можно поточнее обрисует, что ему понравилось в тексте, а что — нет. В конце концов, в итоге пусть ребенок ответит на 6 вопросов, которые посодействуют освежить в голове содержание текста:

  • Кто?
  • Что делает?
  • Когда?
  • Где?
  • Как?
  • Почему?

И вот сейчас можно браться фактически за пересказ текста. В качестве помощи на первых порах можно использовать сюжетные рисунки: готовые либо нарисованные самим ребенком в процессе подготовки к пересказу. И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько осознания. Не просите от малыша механически заучивать текст: если он усвоит его, он сам скажет его своими словами.

Учим ребенка делать пересказ текста