Теория общественного обмена представляет собой научный, особенный подход, опирающийся на концепцию соцвзаимодействия, под которым понимается последующий процесс: хоть какой участник сумеет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как вещественное вознаграждение, так и нематериальное. Кроме этого, нередко участники данного процесса выбирают символическое благо – символ почтения и престижа, положительные эмоции и прочее.

Теория общественного обмена выделяет особенности мотивации тех людей, которые совершают поступки, полезные для других. Дело в том, что разъяснение кроется в наличии ожидания, устойчивого представления о том, что на свои деяния они в ответ получат значительную пользу от поступков другого человека.

Потому концепция общественного обмена утверждает, что в базе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ждут доказательства ожиданий. В итоге закрепляется поведенческий эталон, соц рефлекс, который связывает в сознании каждого индивидума систему определенных действий как соотношение «стимул — реакция».

Прототипом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория общественного обмена Хоманса, ее основоположника, известного южноамериканского социолога.

В собственной основной работе он сумел выделить последующие положения и закономерности, которые разъясняют персональное поведение тем, что каждый желает поддержать собственный соц обмен.

Во-1-х, чем почаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он либо она стремится это действие совершать.

Во-2-х, если некий стимул привел к определенному действию, которое наградили, то при его повторении индивидум постарается повторять эту цепочку действий.

В-3-х, более ценный для человека итог действий будет содействовать тому, что он постарается совершать деяния, направленные на достижение подобного результата.

В-4-х, чем почаще в прошедшем индивидум получал какое-либо вознаграждение, тем наименее принципиальным будет повторение его.

В-5-х, если индивидум не получил ожидаемого себе вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно брутальное поведение, а итог его станет более ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно приклнное поведение, итог которого станет очень симпатичным.

Теория общественного обмена утверждает, что так как все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, а избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе конкретного (двухстороннего), или же прямого обмена. Кроме этого, вероятны варианты наличия опосредованного, или генерализованного обмена.

Более тщательно это можно разглядеть на примере процесса обучения. Так, прибыльно для обучающихся получать познания, умения и способности в аудитории, а педагог приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это — прямой соц обмен.

Если же гласить об опосредованном обмене, то необходимо отметить, что труд, за который учитель получает заработную плату, оплачивается учениками. Не принципиально, идет речь о экономном финансировании, или об обучении на договорной базе.

В целом, теория общественного обмена обхватывает все без исключения сферы людского взаимодействия.