Современная  социология включает множетсво научных школ и отдельных учений, каждое из которых по-своему разъясняет сущность социологической науки.Определений социаологии на современном шаге также существует довольно много.  Самыми всераспространенными являются такие определения, как «наука о законах прохождения и развития соц процес­сов  и соц общностей, механизме взаимосвязей меж людьми и обществом», «наука о законах становления, развития и существования общества и соц отношениях».

Современная  социология своим предметом именует общество либо отдельные публичные явления. Социология при всем этом изучает не просто сами явления, а более общие их характеристики, которые не рассматриваются другими соц науками (историей, фило­софией, психологией, политической экономией, тео­рией права).

В связи с этим можно прийти к выводу, что современная социология – это отдельная наука об общих закономерностях публичных явлений и их родовых свойствах. В исследовательских работах социология не просто опирается на эмпирический опыт, но также и на теоретическом уровне его обобщает.

Социология изучает не просто человека вообщем, а изучит весь мир его существования, к которому относятся соц среда, общность, в которую он включен, социальные связи, стиль жизни, социальные деяния. Социология рассматривает мир как систему. Такая система рассматривается ей не только лишь в качестве функционирующей и развивающейся, но также и как переживающая кризис. Современная со­циология стремится учить предпосылки кризиса и пробует отыскать вероятные пути выхода из него, при этом такового, который будет менее болезненным для общества и более многообещающим.

Особенности современной науки состоят в том, что она пробует решать самую острую делему наших дней – выживание населения земли для способностей предстоящего обновления цивилизации и поднятия ее на более развитую ступень отношений. Социология отыскивает решение этих заморочек не только лишь на глобальном уровне, а к тому же на уровнях отдельных соц общностей, соц институтов, методом исследования общественного поведения отдельных личностей. Эта наука изучит этапы становления, поступательного развития и реального функциониро­вания обществ и общностей людей. При всем этом сущность явлений и их предпосылки она отыскивает в глубинных соц процессах, отношениях меж  лич­ностями и общностями.

Направления современной социологии расползаются по двум аспектам. Все школы современной социологической науки делятся на две группы. Это микросоциологические и макросоциологические теории.

В последней группе большим воздействием пользуются теория общественного конфликта и структурный функционализм. Все школы опираются на заслуги современной науки.

Базы структурного функционализма вывел Толкотт Парсонс, который предложил глядеть на общество как систему, состоящую из взаимосвязанных функционально частей. К таким элементам он отнес индивидов, коллективы, группы и остальные общности, меж которыми существует связь. В этой теории акцент делается на стабильность соц систем и эволюционные формы их развития.

Теория общественного конфликта (конфликтологическое направление социологии) сложилась в противовес структурному функционализму. Самыми известными представителями данного направления являются Л.Козер и Р.Дарендорф.

Козер является создателем теории позитивно-функционального конфликта, в какой утверждается, что стабильность социальной системы подразумевает наличие неотклонимой борьбы интересов, проявляющейся в соц коллизиях и столкновениях. Дарендорф разработал концепцию конфликтной модели развития общества. Главные постулаты его теории сводятся к последующему: общество находится в неизменном процессе конфигурации, в нем неминуемы конфликты, все отдельные элементы общества содействуют его изменениям и интеграции, в обществе всегда одни члены властвуют над другими.

Микросоциологические теории акцентируются на исследовании поведения индивидов в их соц взаимосвязях. К главным теориям микросоциологии относятся феноменология, символический интеракционизм, теория общественного обмена, этнометодология.

Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) говорит, что люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые необходимо интерпретировать. Феноменология (Альфред Шюц) изучит социальную действительность через исследование ежедневной жизни индивидов. Этнометодология (Гарольд Гарфинкель) рассматривает действительность как рузультат интерпретирующей деятельности людей. Теория общественного обмена (Джордж Хоманс) базируется на принципах бихевиоризма для разъяснения соц процессов.