На всех возрастных шагах имеется особенная, соответствующая только для их соц ситуация развития. Это — публичное положение каждого малыша в системе принятых в обществе отношений. Конкретно соц ситуация развития является определяющей при заполнении жизни человека особенным, соответствующим содержанием:

  • особенными отношениями с людьми, которые конкретно окружают малыша;
  • ведущей, особенной для этого шага развития деятельностью (труд, учение, игра либо общение).

Каждый возрастной период содержит в себе определенную систему прав, которыми может воспользоваться малыш, и обязательств, которые должен он повсевременно делать. Потому, соц ситуация развития — это не просто психический парадокс, а всеобъятный и базисный для динамики формирования малыша. Так как, конкретно благодаря ей, появляются высококачественные новообразования.

Как формируется его содержание? Оно стихийно складывается, на базе исторического долгого опыта и с учетом запросов современного общества.

Хоть какой ребенок, вне зависимости от того, каково его личное развитие и степень готовности, достигнув определенного возраста, окажется поставленным в соответственное, принятое для данного общества положение. Тем он попадет в систему критерий, которые обусловят его предстоящее развитие и нрав деятельности в данном возрасте. Потому ребенок оказывается перед определенной проблемой: ему необходимо непременно соответствовать данным условиям либо нет. Исключительно в этом случае он сумеет ощутить себя психологически и чувственно комфортабельно.

Как следует, соц ситуация развития представляет собой свойственное сочетание наружных критерий и внутренних процессов, характерное на всех возрастных шагах.

Разглядим более тщательно дошкольный и подростковый периоды.

Благодаря чувственному и психическому отделению малыша 3-х летнего возраста от взрослых, возникают определенные предпосылки для того, что появляется новенькая соц ситуация развития дошкольника. Малыш сейчас в первый раз может выйти за границы собственной семьи и установить новый уровень отношений в другими взрослыми и детками. Зачем это нужно?

Ребенок пробует «вступить» в мир взрослых, воспринимая их, как носителей соц ролей. Вот поэтому интенсивно развиваются сюжетно-ролевые игры с другими детками в разбойников, доктора, шофера, доктора и т.д.. Дошкольнику принципиально «вступить» во взрослый мир, потому «моделирование» его становится основной в психологическом развитии.

Соц ситуация развития ребенка имеет несколько иную задачку. Этот возраст является базисным для перехода от юношества к ответственной и самостоятельной жизни. Потому такое «промежуточное» положение оказывает значимый отпечаток на протекание этого периода.

Во-1-х, начинаются базисные анатомо-физиологические конфигурации. За пару лет тело малыша преобразуется во взрослое, а особенная роль отводится половому развитию.

Во-2-х, формируется другой уровень отношений со сверстниками и взрослыми. В особенности это касается взаимодействий с семьей, так как физическая и духовная жизнь очень перемещается во окружающий мир. 1-ое место сейчас занимают дела со сверстниками, с которыми имеются общие интересы. Они строятся на более высочайшем и сложном уровне, так как дети увлечены совместной деятельностью и интимными для их темами. Чувственно комфортабельное состояние определяется тем, включен ли он в какую-либо группу сверстников.

Потому, для обеспечения рационального развития малыша, необходимо обеспечить ему «правильную» социальную ситуацию развития.