Сороковые годы девятнадцатого века вошли в историю как «замечательное десятилетие» — время обостренных идеологических споров и непрекращающихся духовных исканий. Русская интеллигенция как будто «проснулась ото сна», дав возможность активному развитию общественно-философской мысли.

Вся интеллектуальная жизнь была сосредоточена в столице – Москве, где передовые деятели эры А. Герцен, П. Чаадаев, А. Хомячков высказывали свои либерально – идеалистические взоры на общество, вели споры и дискуссии. Огромную роль в жизни Рф сыграли воспитанники Столичного института. Они высказали новые взоры на нрав истории развития Рф и ее связь с Европой. Равномерно участники обсуждений разделились на два кружка, носивших полемические наименования: славянофилы и западники.

Эти два течения повсевременно полемизировали меж собой. Предметом их диспутов являлось прошедшее и будущее Русского страны. Славянофилы и западники в российской философии были близки в трактовке прошлых времен собственного отечества, считая их хорошими от европейских. 1-ые восхваляли светлые эталоны Древнерусского страны. Западники высказывали мировоззрение о том, что в старенькых европейских державах история разворачивалась совсем обратно нашей, издавна уже сформировав определенные положительные результаты. Они напрочь опровергали даже идея о сравнении русского прошедшего с величавым средневековьем в западных странах. Одни из их идеализировали минувшее, а другие отрисовывали его исключительно в черных тонах.

Славянофилы и западники. Что соединяло воединыжды эти два философских направления?

И те, и другие очень критично относились к истинному. Они отрешались осознавать и принимать действующую тогда николаевскую систему: крепостные порядки, внешнюю и внутреннюю политику, революционные преобразования. Все их слова и деяния были ориентированы на то, чтоб попробовать в сложившейся политической ситуации отстоять свободу печати, слова, совести, публичного представления.

Спор западников и славянофилов касался и грядущего. 1-ые, восхищаясь действиями Петра 1, возлагали надежды на развитие Русского страны по европейскому эталону. Основная задачка власти и общества, по их воззрению, заключалась в восприятии государством уже готовых прогрессивных форм общественно-экономической жизни, характерных западноевропейским державам. Для заслуги этих целей нужно было устранить крепостную систему, отменить правовые сословные различия, дать огромную свободу предпринимательству, упорядочить местное самоуправление и демократизировать судебную систему.

Славянофилы осуждали Петра за насилие и раздор, внесенный им в жизнь общества. Решение соц заморочек и избавление от пролетариатства они лицезрели в установлении общинного строя. Для претворения в жизнь собственных мыслях славянофилы готовы были пойти на революцию. Делая упор на идею категорического отличия Рф и Европы, они критиковали западное индивидуалистическое начало, возлагая огромные надежды на установление общинных принципов жизни российского народа.

Идеализируя православие, славянофилы подвергали критике протестантизм и католицизм. Они считали, что задачка Рф заключается в том, чтоб выстроить свою жизнь на настоящих христианских началах и донести главные принципы собственного бытия до верующих всей земли. Страна должна открыть перед всем населением земли дорогу к настоящему единению и братству – соборности, либо, как гласил Хомячков: «свободы в единстве через православную веру».

Славянофилы и западники — возникнув в крепостной Рф в период кризиса, эти два течения и отразили рвение либерально нацеленных слоев общества создать целостные теории преобразования Русского страны.