Шутя и играя учим склонение имен существительных!

Склонение имен существительных – тема не самая увлекательная в школьной программке. Ну и что здесь может быть увлекательного, если всё основывается на тупой зубрёжке? А то, что скучновато, то и даётся ужаснее всего.

Можно добавить мало шуток в мучительный процесс запоминания. К примеру, ещё наши бабушки порядок падежей запоминали при помощи забавного стишка, в каком 1-ая буковка каждого слова соответствовала первой буковке наименования падежа.

Иван – именительный,

родил – родительный,

девчонку – дательный,

повелел – винительный,

тащить – творительный,

пелёнку – предложный.

Выучить таковой стишок нетрудно. И вот уже в памяти сами собой выстроились падежи!

Но даже зная наименования падежей, осилить склонение имен существительных – дело сложное. Ведь ещё необходимо вызубрить вопросы! И снова есть в помощь обучающимся стишок-зубрилка «Про Машу»:

Сладостей у Маши нет

Дам Марусе я конфет.

Вижу: Маша нравна,

Не играет, не довольна.

Задумывается она о чём?

Падежи здесь ни при чём!

Въедливые ученики изумятся: «И какая же связь меж некий своенравной Машей и темой, которую мы рассматриваем?» Особенной связи, естественно, здесь нет. Но тот, кто пристально поглядит на стишок, увидит, что в каждой строке, или в конце, или сначала, одно слово выделено.

Это «чудесные» слова-помощники. Они-то нам и посодействуют уяснить падежные вопросы, а там, глядишь, и склонение имен существительных, шутя и играючи, освоить получится.

Итак, начинаем со второго падежа – родительного, потому что именительный обычно проблем не вызывает. В первой строке выделено слово «нет». Это вспомогательное слово для родительного падежа. Произносим слово «нет», и вопросы навязываются сами собой: «Чего либо кого нет?»

Последующая строка выдаёт нам вспомогательное слово «дам», а мы знаем, что после родительного идёт дательный падеж. По аналогии с предшествующим падежом говорим «дам» и продолжаем: «Кому либо чему?»

Дальше слово «вижу» дает подсказку вопросы: «Кого либо что?» Это винительный падеж. «Не довольна» — «Кем либо чем?» — творительный. «Задумывается» — «О ком либо о чём?» — предложный.

Итак, падежи выучили, вопросы запомнили. Сейчас более тяжелая тема: рассредотачивание существительных по склонениям. Обычно в школе начинают учить склонение имен существительных с 1 склонения.

Можно опять прибегнуть к стишку-зубрилке.

Таня, Петя и Ариша,

Миша, Толя, Вася, Гриша –

На конце есть «А» и «Я» –

Это вся моя семья!

Из четверостишия вытекает, что к 1 склонению относятся слова с окончаниями «А» и «Я» как мужского рода, так и дамского.

Существительные среднего рода следует отнести ко 2 склонению. Сюда же врубаются существительные мужского рода без окончаний. И, конечно, в помощь — стишок-зубрилка:

Жеребец по облаку скакал,

Гусь над озером летал.

В поле ветерок дурачился,

Мальчишка в блюдце чай налил.

К третьему склонению следует отнести существительные, заканчивающиеся на «Ь», дамского рода, без окончаний.

На письме обычно вызывает необыкновенную трудность написание падежных окончаний у существительных 1 склонения. Для подсказки можно пользоваться «куколкой».

В непонятных случаях подставляем слово «куколка», и если звучит «Ы», пишем храбро «И», потому что это наверное родительный падеж, а если не слышим «Ы», то необходимо писать в окончании «Е». Кстати, в слове «куколка» тоже.

Во 2-м склонении проверяем окончания «конём», просто необходимо держать в голове, что существует аналог твёрдого окончания.

С прилагательными дело обстоит и того проще. Склонение имен прилагательных – дело нехитрое. Падеж у их соответствует падежу существительного, к которому они относятся, а окончание проверяется вопросом: каково оно у вопроса, таково будет и у прилагательного.

Комментировать

Почта не публикуется.Обязательные поля отмечены *