Реформы Петра 1 поначалу не имели точной программки. Возникновение нового учреждения либо изменение в правлении на территориальном уровне было обосновано войнами, которые велись в то время и добивались не только лишь мобилизации населения, да и значимой денежной поддержки. Та власть, которая перебежала в руки Петра, не могла совладать с этой задачей. Потому правитель был обязан находить дополнительные средства на повышение и реорганизацию армии, сооружение крепостей, строительство флота и Санкт-Петербурга.

С самого начала правления царя была видна тенденция уменьшения роли Боярской думы, ставшей малоэффективной в вопросе управления государством. Административные реформы Петра 1 начались в 1699 году с образования Ближней канцелярии либо Совета (Консилиума) министров. В это объединение входило восемь доверенных лиц, которые управляли отдельными приказами. Так, был сотворен прототип Правительствующего Сената, который сформируется в 1711 году 22 февраля. О Боярской думе последние сведения относятся к 1704 году. Консилия производила свою работу в согласовании с определенным режимом. При всем этом каждый министр обладал особенными возможностями, заседания проводились с протоколами и отчетностью.

Реформы Петра 1 в сфере управления стали предрасполагающими факторами к созданию Сената. Это учреждение подменяло Боярскую думу и временную Консилию. Сенат был сотворен для управления государством в случае отсутствия царя. Состоявший из 9 президентов коллегий, Сенат преобразовывался равномерно в повсевременно действующий правительственный орган. Данный факт был закреплен подходящим Указом 1722 года. Сенат обеспечивал контроль над правосудием, ведал расходами и сборами страны, торговлей. Не считая того, это правительственное учреждение следило за исправным отбыванием воинской обязанности дворянами, делало функции Посольского и Разрядного приказов.

Принимались решения в Сенате на общем собрании, коллегиально, и закреплялись подписями всех 9 президентов коллегий. Создав этот высший муниципальный орган, Петр снял с себя часть обязательств, возложив на его членов индивидуальную ответственность.

Реформы Петра 1 на правительственном уровне привели к созданию сразу с Сенатом фискальной должности. В обязанности фискалов в провинциях и обер-фискала при Сенате заходил внегласный контроль над деятельностью органов: выявлялись нарушения указов и случаи злоупотреблений, доносились Сенату либо конкретно царю.

Выступая в качестве правительства, Сенат имел возможность принимать решения, но для воплощения их в жизнь нужен был исполнительный аппарат. В период с 1717 по 1721 годы реформы Петра 1 задели исполнительных органов. В итоге параллельно приказной системе были сформированы двенадцать коллегий (по шведскому примеру) – предшественники министерств, которые будут сделаны в следующем. Сферы деятельности и функции каждой коллегии имели серьезное разграничение в отличие от существовавших приказов. Таким макаром, были сделаны военная коллегия, адмиралтейств-коллегия, коллегия зарубежных дел и остальные.

Социальные реформы Петра 1 средством бессчетных указов мобилизовали усилия в разных областях жизни большой империи. Как понятно, Наша родина всегда славилась своими умельцами. Но и забугорным опытом не третировала никогда. Довольно известна практика Петра по подготовке собственных кадров за рубежом. Для обмена познаниями и опытом приглашались в страну и зарубежные спецы.

Поддерживал Петр и купечество.

Казенные предприятия передавались более добросовестным, богатым и опытным бизнесменам. Они имели возможность взять на очень прибыльных критериях ссуды, земли, богатые лесом и полезными ископаемыми, подначальную рабочую силу.