Собор Святой Софии – один из самых красивых памятников мировой архитектуры. Его история началась в 324-327 годах, во время правления правителя Константина. Вот тогда на рыночной площади был построен 1-ый храм, но в 532 году он сгорел во время восстания. По указу правителя Юстиниана I на этом же месте как знак величия империи и украшение столицы в кратчайшие сроки (532-537 гг.) была отстроена новенькая церковь. Более 10 веков Собор Святой Софии в Константинополе был наибольшим храмом во всем христианском мире.

А послы русского князя Владимира Красноватое Солнышко, побывав тут, донесли ему: великолепие этой купольной базилики из 3-х нефов так велико, что пребывание в ней сродни нахождению в раю. Может быть, конкретно это и подтолкнуло Владимира к крещению Руси в Х веке.

Здание храма поражает своими размерами и высотой, составляющей 55,6 м. Средний неф – широкий, боковые – поуже. Базилику венчает большой купол, поперечник которого составляет 31 м. На строящийся Собор Святой Софии в шестом веке были потрачены колоссальные средства — 320 тыщ фунтов, что составляло около 130 (!) тонн золота. Одни только колонны, привезенные из знаменитых греческих и римских сооружений, имели гигантскую ценность.

Мраморные были привезены из храма Артемиды, гранитные – родом из портового гимназия в Эфесе, порфировые доставлены на стройку из римского Храма Солнца и Святилища Аполлона. Мраморные плиты добыты в древних каменоломнях, также в недрах горы Пентиликон, расположенной в 23 км от Афин, славящейся тем, что конкретно из ее мрамора был построен Храм богини Афины. Всю роскошь, коей обладал Собор Святой Софии, даже трудно представить, но то, что для производства верхней доски престола для патриарха расплавлялось золото, а потом в него специально кидали драгоценные сапфиры, жемчуга, топазы, аметисты и рубины, гласит о многом.

Нартексы – часть строения, отведенная для подготовки к молитвенному обряду. Пышного декора тут не узреешь — покрытия из золота и серебра пропали во времена латинского нашествия. Внимание завлекают уникальные мозаичные плиты, как и колонны, привезенные из различных мест.

Древние рельефы, датируемые XII столетием, мозаичные изображения Иисуса Христа, Святой Марии и Архангел Гавриила, выложенные над императорской дверцей еще в IX веке, вселяют в душу особенное чувство.

Самые профессиональные архитекторы и живописцы тех пор были приглашены для строительства храма. Вот поэтому и в наши деньки Собор Святой Софии ошеломляет собственной значимостью и красотой. Главное место церкви – наос – имеет особенное освещение, сделанное обилием окон и арок. Изображения Иисуса, ангелов, портреты наистарейших патриархов, царей и императриц, огромные плакаты с арабскими письменами – все это делает неподражаемую атмосферу.

Тут каждый сантиметр имеет свою историю, древние рукописи и уникальная библиотека бесценны, а галереи – очередное волшебство строительного мастерства. Большие мраморные шары, доставленные в храм еще в XVI столетии из самого Пергама, до сего времени декорируют главный вход.

Есть одна достопримечательность, мимо которой не проходят туристы – Рыдающая колонна. Ведь в ней, согласно поверью, есть чудодейственное отверстие, по которому довольно провести пальцем, очертить круг – и загаданное желание непременно реализуется. Величавое и прекраснейшее строение – Собор Святой Софии! Константинополь – счастливый город, сердечко которого бьется в стенках этого величавого храма.