Парламентская республика – это вид республиканской формы правления. Главное отличие ее от монархии заключается в том, что правитель в стране является сменяемым и выборным. Власть главы считается производной от избирателей либо от презентабельного органа.

Парламентская республика. Признаки

При этой форме правления президент является муниципальным главой только конституционно. Сфера управления правителя не распространяется на парламент и всю его деятельность.

Парламентская республика подразумевает, что глава исполнительной власти — это премьер-министр (Канцлер в Австрии и ФРГ). Конкретно он производит всю политику. Премьер-министр и его правительство отчитывается перед парламентом.

В конституции Италии обозначено, что президент представляет единство всего народа и является главой в стране. Вкупе с этим другая статья Основного Закона говорит, что управление общей политикой и ответственность за ее ведение лежит на главе Совета Министров. Таким макаром, согласно итальянским конституционным нормам, исполнительная власть сосредоточена в руках председателя правительства, но не президента.

Схожим образом определяют статус президента фактически все парламентские республики.

Несколько несвойственная для обозначенной формы правления правовая конструкция находится в Конституции Австрии. В Законе обозначено, что к высшим органам исполнительной власти относится федеральный президент, муниципальные секретари, федеральные министры и члены правительства земель. Совместно с этим в Конституции находится и очень подробное перечисление президентских возможностей. Этот перечень дает ясно осознать, что глава страны является только формальным правителем.

Такая же ситуация наблюдается и в главном Законе Греции.

Необходимо подчеркнуть, что парламентская республика как форма правления строится на принципе, согласно которому президент выступает в роли «судьи», уравновешивающего ветки госвласти. Таким макаром, определяется место главы страны в структуре органов, устанавливается объем возможностей, система выборов. Определяется также специфичность взаимодействия с иными органами власти.

Возможности главы парламентской республики похожи на возможности, которыми наделен конституционный монарх. И в первом, и во 2-м случае власть правителя чисто символическая. Совместно с этим в период политического кризиса роль главы страны резко растет. Только президент способен обеспечить сохранение преемственности власти, поддержание политической стабильности.

Парламентская республика (как форма правления) свойственна для многих государств. Так, к примеру, таковой политический строй установлен в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Ирландии и иных державах. Из бывших республик Русского Союза исключительно в Латвии установлена парламентская республика.

Обозначенная форма правления, непременно, имеет положительные и отрицательные черты.

Главным достоинством системы считается то, что власть в большем объеме сосредоточена в одном органе. Принятие решений осуществляется большинством голосов. При парламентской республике нет должностного лица либо какого-нибудь органа, который может препятствовать реализации решений парламента.

В обозначенной системе просматриваются границы ответственности за политические деяния. В данном случае избиратель точно знает, кого обвинить в бедах.

Немаловажен и тот факт, что правительство формируется конкретно избирателями. Во время выборов своеобразную проверку на доверие проходят все кандидаты.

В критериях парламентской республики верховенство парламента исключает концентрацию власти в одних руках.