На данный момент работодатели, не имеющие права на пониженные тарифы взносов во внебюджетные фонды РФ, уплачивают их по общему тарифу 30%. Сразу этот тариф делится на 2 части: солидарную и персональную. Суммы, попавшие на солидарную часть, сформировывают базисную часть пенсии. За счет солидарной части тарифа, а именно, финансируется деятельность самого Пенсионного фонда. И только суммы, попавшие на персональную часть, сформировывают пенсию определенного работника.

Стоит отметить сходу, что учить тарифы для солидарной и персональной частей пенсии необязательно, бухгалтеру эта информация не нужна. Для их нет отдельных КБК, как для страховой и накопительной частей тарифа пенсионных взносов во внебюджетные фонды РФ. Данные о суммах взносов, приходящихся на солидарную и персональную часть тарифа, не включены и в состав персонифицированных сведений. Даже больше – сведения о размерах этих тарифов могут запутать вас при их исчислении.

Предельная база по взносам во внебюджетные фонды РФ в расчете на 1-го работника на данный момент составляет 512 000 рублей. Выплаты работнику сверх этой величины облагаются взносами в ПФР по тарифу 10%. При этом данные отчисления пенсию человека не сформировывают, так как все 10% вполне относятся к солидарной части тарифа.

Все выплаты, которые ТК РФ просит создавать в пользу работника, можно поделить на три группы по принципу того, какие конкретно утраты тот понес при выполнении собственных трудовых обязательств. И от того, к какой из групп будет принадлежать та либо другая выплата, почти во всем зависит, нужно ли начислять страховые взносы в муниципальные внебюджетные фонды.

Первую группу составляют суммы, цель которых компенсировать работнику те физические и интеллектуальные силы, что он, находясь на рабочем месте, затратил на выполнение собственных трудовых обязательств. Другими словами, проще говоря, заработная плата.

Последующая группа – это предусмотренные законодательством гарантийные выплаты. Их цель — компенсировать работнику заработок, который тот утратил или не получил из-за того, что не мог находиться на рабочем месте по почтительным причинам. К примеру, был в командировке либо в следующем отпуске.

Невзирая на то, что работника не было на работе, потерянное трудовое время организация ему все равно оплачивает. Другими словами в сути это таковой же доход работника, как и заработная плата. А поэтому и взносами он должен облагаться в общем порядке, при условии, что законом не включен в число льготируемых выплат. Ну и НК РФ относит такие выплаты к расходам на оплату труда, принимаемым для целей налогообложения.

А если какая-то гарантийная выплата не проименована в списке необлагаемых, значит ли это, что на нее автоматом необходимо начислять взносы? Весь 2010 год контролирующие органы и внебюджетные фонды это считали ненадобным. В собственных письмах они объясняли, что сохранность за работником его среднего заработка — это обязанность, установленная законом, и под объект обложения взносами эти выплаты не подпадают. Как следует, и взносы во внебюджетные фонды РФ на их начисляться не должны.

И вот в марте 2011 года главное «соц ведомство» высказалось совсем обратным образом. По его воззрению, все подобные суммы среднего заработка, которые выплачиваются по закону, сейчас являются объектом обложения. И все поэтому, что с 2011 года поменялось определение объекта: в него врубаются все суммы, выплачиваемые в рамках трудовых отношений, а не только лишь по трудовым договорам. При этом эти объяснения послужили основой для писем ФСС, в каких фонд также высказался за обложение взносами среднего заработка, выплаченного родителям детей-инвалидов за дополнительные выходные, беременным работницам, донорам.