Описание картины «1-ые зрители» можно предварить несколькими строками о ее создателе – Екатерине Васильевне Сыромятниковой, которая до сего времени проживает в Москве, и на данный момент ей 99 лет. Родилась художница в 1914 году в городке Харькове.

Славная династия

Узкий мастер пейзажа и натюрморта, она передала собственный талант дочери и внукам, образовав красивую художественную династию. Ее дочь и зять — заслуженные
живописцы Рф. Бабушка, дочь (Кира Юрьевна Рябинина, мастер по фарфору) и внучка (художница Екатерина Лукьянова) в различные времена закончили институт имени В. И. Сурикова. Восхитительная, профессиональная семья. Произведения этих живописцев охотно покупаются, картины бабушки стопроцентно находятся в личных российских и забугорных коллекциях. Сильно мало сведений об этой восхитительной художнице можно почерпнуть из доступных источников, хотя в 70-х годах был составлен каталог ее работ. Да и по легкодоступным к ознакомлению картинам – «Вид с Воробъевых гор», «Пионы» и «Комнатные цветочки» можно судить о таланте создателя. Но одну самую известную, так как ее репродукция помещена в учебник для 6-го класса, знают многие. Ее предлагают к написанию школьных сочинений. Этим она очень припоминает картину Федора Решетникова об очередной двойке.

Картина в комнате и краски, и кресло мягкое в углу…

Можно начинать описание картины. Сыромятникова «1-ые зрители» написала сначала творческого пути. Может быть, у неких живописцев того периода было чувство покоя и радости, но многие полотна, отображающие жанровые сценки и относящиеся к социалистическому реализму, пропитаны этими эмоциями. Картина знакома с юношества, но почему-либо при взоре на нее спустя солидное время вспомнились финишные кадры кинофильма «Весна на Заречной улице». То же распахнутое окно, то же богатство воздуха, те же березы по ту сторону окна, покрытые юный зеленью, то же чувство, что впереди у этих ребят еще почти все… Продолжим описание картины. Сыромятникова «1-ые зрители» отрисовывала, разумеется, на даче. Может быть в Переделкине, а может быть, и в другом районе Подмосковья. Время, отображенное на полотне, – начало лета.

Вероятный сценарий

У мальчиков каникулы. Вероятнее всего, они шли на речку знакомым маршрутом. Можно представить, что каждый денек они лицезрели распахнутое окно, а за ним, в глубине комнаты — художника, рисующего какую-то картину, повернутую к ним торцом. Естественно, им было интересно, что увлекательного отыскал мастер в пейзаже, знакомом им до последнего листика. И вдруг, в один из дней, за распахнутым окном что-то поменялось – владельца комнаты нет, а полотно повернуто к ним лицом. Естественно представить, что, воспользовавшись моментом, ребята подошли ближе. Мальчугана помладше возрастом, заинтриговала комната столичного гостя, а его друг потрясен – на картине изображены они сами. Конечно, это вольное описание картины. Сыромятникова «1-ые зрители» могла и не посвящать местным жителям. Но то, что сюжет загадочной картины перекликается с полотном Екатерины Васильевны, непременно. Та же тишь, богатство свежайшего воздуха, солнца и зелени. В мировой живописи распахнутое окно встречается достаточно нередко. Есть восхитительная картина художника Эндрю Уайета «Ветер с моря». Красивое полотно! Но окно там распахнуто в южноамериканскую реальность. А у нас – Подмосковье.

Полотно, дарящее удовлетворенность

Картина так хороша, что вдохновила поэта Игоря Брумера на тонкое и лирическое стихотворение «Картина. Комната. Мальчишки». Охото привести его полностью, но в статье не получится. А ведь не очень нередко полотнам живописцев посвящаются стихи. Тем паче художникам, о которых и найти-то ничего нереально, не считая того, что цикл «Оголенная женская фигура» был на сто процентов раскуплен в Стране восходящего солнца, куда на выставку русские живописцы привезли свои полотна.

Охото продолжать и продолжать описание картины. Сыромятникова «1-ые зрители» предназначила и творчеству художника. Смотря на полотно, так и видишь мастера, закончившего произведение, вытирающего тряпкой руки и улыбающегося собственной картине. А здесь и соседские мальчишки идут на речку. Живописец здесь же решает проверить реакцию первых зрителей, разворачивает полотно и скрывается. Роскошная, ясная, ироническая и веселая картина «1-ые зрители». Сыромятникова вообщем не изображала на собственных полотнах кипение страстей. Отлично, что репродукция этого полотна расположена в школьном учебнике, и детки по ней пишут сочинения.