Аккумулирование средств в бюджет, в связи с низкой налоговой дисциплиной и деформациями в поведении экономических агентов, приводит обычно к ненужным последствиям: сокращению личных финансовложений за счет муниципальных и, как следует, отсутствию прироста ВВП (так именуемый эффект вытеснения «crowd-out effect», открытый южноамериканским экономистом Р. Баррозу). Назревает вопрос, как характерен этот эффект для современной государственной экономики?

Проверка связи меж динамикой муниципальных и личных инвестиций с учетом временных лагов запаздывания реакции личных инвестиций указывает, что чем поближе она к значению единицы, тем паче тесноватая корреляционная связь наблюдается. Но по мере продвижения к рынку ситуация изменяется: наблюдается усиление корреляционной зависимости меж обозначенными макропараметрами.

Анализ связи динамики объемов муниципальных расходов и каждомесячного прироста ВВП также показал, что в русской экономике наблюдается тесноватая связь госрасходов и объема государственного производства. Можно считать госрасходы значимым рычагом воздействия на макродинамику.

Рассматриваются ли налоги с физических лиц в нашей экономике в качестве антициклического рычага и катализатора экономического роста, либо только как метод пополнения казны?

Прямые налоги, согласно кейнсианскому подходу, являются автоматическими рычагами фискальной политики, так как их величина фактически прямо пропорциональна доходам субъектов экономики и тому, что приносят налоги с физических лиц, как следует, объёму валового внутреннего продукта.

В связи с этим, их изменение должно более отлично оказывать влияние на макродинамику, чем изменение косвенных налогов. Но согласно теории предложения, такое падение можно затормозить снижением ставки пропорционального налога. Эта теоретическая посылка явилась в свое время одной из обстоятельств разработки в РФ проекта постепенного смещения ценностей на налоги с физических лиц, что содействует доминированию прямых налогов. Такими на сегодня являются: земляной, подоходный, на приобретение зарубежной валюты, на имущество, рекламу, также сборы: таможенный, парковочный, за пограничное оформление, уборку территорий. Физические лица уплачивают взносы в пенсионный фонд, а являющиеся ИП – регистрационный.

Но структура налоговых поступлений в бюджет, включая и подоходный налог с физических лиц, и другие поступления от их, по сопоставлению с другими странами несколько другая – у нас преобладают косвенные налоги. Потому многофункциональная математическая зависимость динамики ВВП от объемов прямых налоговых сборов будет включать автоматическое изменение характеристик. Анализ статистики указывает, что более действующим рычагом, влияющим на макродинамику, является толика прямых налоговых сборов от ВВП, а не такие, каковым является налог на доходы физ лиц.

В связи с этим при разработке фискальной стратегии принципиально не только лишь знать об эффективности прямых налогов как фискального антициклического рычага, да и взаимообусловленности части налоговых сборов от собственных же значений на прошлых временных интервалах. Такое явление можно обрисовать при помощи способов экономического анализа.

В экономической литературе всераспространено мировоззрение, что экономика страны очень чувствительна к налоговым изменениям. Не считая того, считается, что эта зависимость в последние годы усиливается, о чем типо свидетельствуют высочайшие и все более растущие значения налогового мультипликатора. К таким расчётам следует относиться осторожно, ведь прирост ВВП, заложенный в базу такового расчёта, мог быть обеспечен и другими факторами. Не считая того, на формирование реакции уровня государственного производства на налоговые конфигурации уходит время, а налоги с физических лиц – явление текущее. Потому следует гласить о совокупном эффекте налоговых конфигураций, распределенном во времени.

Рассмотрение эффекта воздействия налогов на экономику в принятом виде через механизм так именуемого налогового мультипликатора не совершенно корректно. Потому что этот показатель не учитывает косвенных причин. Уровень прямого налогообложения является одним из самых действующих фискальных рычагов сглаживания повторяющейся динамики. Но при его применении в стратегии политики устойчивого роста следует учесть три главных момента:

  • меж конфигурацией толики прямых налогов и реакцией объема государственного производства существует лаг запаздывания;
  • эффект от деяния налогов на макродинамику распределен во времени;
  • однократное изменение налоговой нагрузки на экономику вызывает не только лишь пролонгированные конфигурации в динамике ВВП, да и в динамике налоговых сборов будущих периодов.