Мифология – часть культуры хоть какого общества, создаваемая в каждую историческую эру. Обычно, чем далее во времени отстают от нас действия, тем меньше в легендах остается правды. Народные сказания, притчи и сказки отличаются от сочинений летописцев тем, что в их персонажами выступают, кроме людей, мифологические существа, часто символизирующие духовное начало — как положительное, так и отрицательное. При всем этом каждое из их обладает какими-то особенностями внешнего вида, пусть и воображаемого, отличающими их от других знаменитых персонажей.

Очень-очень издавна

Легенды Старой Греции, Египта, Рима, Индии, Китая и многих других давнешних цивилизаций в большинстве случаев были частью официально принятой в те времена религиозно-государственной доктрины. Зевс, Аполлон, Атланты, Сирены и Медуза Горгона органично участвовали в знаменитых событиях вровень с людьми-героями, обретшими за свои подвиги богоподобие. Античные мифологические существа, сделанные воображением жрецов и простолюдинов, в итоге культурно-исторического обмена стали прообразами таинственных жителей срачного мира европейской и российской земли в эру Средневековья.

Хорошим молодцам урок

Притча – особенный вид мифа, для которого типично проникновение в сюжет сложившихся веками персонажей. Они действуют посреди людей, используя свои сверхчеловеческие возможности. Предусмотрены эти истории для деток, а к сочинительству их, кроме народа, приложили руку многие выдающиеся литераторы. Какая же притча без волшебства и кто сумеет их совершить лучше, чем мифологические существа? Главное в их, конечно, не методы и средства, а цели поступков. У злых персонажей они недобрые и опасные, а у положительных – напротив, как и в жизни.

Бабки-Ежки, Кащеи и Кикиморы

В СССР была собственная официальная мифология, предполагавшая материалистический подход при рассмотрении всех публичных явлений, даже тех, которых по сути не было. Зато в искусстве мифологические существа полностью допускались, в особенности в произведениях, созданных для малышей. Мульты и киноленты, снятые по мотивам российских сказок, пестрят, кроме Аленушек, Иванушек, царевичей и иных «человечьих» героев, такими персонажами, как Змей-Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора, Водяной, и многими другими. Обычно, взятые из фольклора российские мифологические существа смотрятся совершенно нестрашными, время от времени шаловливо-милыми, они несут в собственных видах даже определенное отрицательное притягательность, а артисты, исполняющие их роли, играют с неповторимим юмором. Деток, конечно, пугать не надо, но как такая трактовка соответствует первоисточнику?

Яга

Баба-Яга была злой старухой, но не обычной, каких много, а особой. Это чуть не главное мифологическое существо в российском фольклоре. Яга обладала определенной связью с демоническими силами и способностью передвигаться в трехмерном пространстве, другими словами — летать. В отличие от европейских аналогов, совершавших полеты, обычно, на метле верхом, российская Баба-Яга имела более комфортабельное средство передвижения — ступу, а помело использовала только в качестве управляющего устройства. Одевалась просто, даже очень — в лохмотья. Сначало ничего забавного в этом виде углядеть было нереально. Яга олицетворяла злую волю и обладала большими техническими способностями ее воплощения.

Горыныч

Некие российские мифологические существа очень похожи на зарубежных братьев. Змеем Горынычем в былые столетия не без фуррора стращали малышей. Это практически тождественный аналог восточного либо евро дракона, владеющий всеми признаками современного самолета-штурмовика, а конкретно: способностью летать, наносить удары по наземным целям, также высочайшей живучестью. Убивать его было делом хлопотным и практически никчемным из-за его уникальной регенерационной возможности, выраженной в вырастании голов взамен утраченных. Каким-то таинственным образом и информация, содержавшаяся в мозгу, здесь же восстанавливалась и обновлялась. В перерывах меж брутальными налетами Горыныч скрывался в подземном терриконе, замаскированном под гору с пещерой. Во вражде с таким противником ничего смешного нет.

Кощей

Кощея обычно изображают в виде очень худенького, даже скелетообразного, старца, владеющего все же недюжинной силой — как физической, так и моральной. Имя персонажа происходит от слова «кошт», другими словами кость. Общий корень есть и со словом «кощуны» (кощенства, они же святотатства), значащим колдовские деяния, производимые в стародавние времена над останками людей. К основному имени в большинстве случаев добавляется титул «Бессмертный», выражающий способность неоднократно оживать, даже будучи сокрушенным чьей-то богатырской мощью. Другие демонические мифологические существа, встреча с которыми тоже не может веселить, в этом смысле уступают Кощею. Чтоб нейтрализовать его совсем, необходимо знать некие потаенны (игла, яичко, птица и т. д.).

Бывают ли добрые чудища?

Не так известны многие другие мифологические существа, перечень которых очень широк. Сталкиваясь с непознанным, ужасаясь ему и ощущая свою слабость, люди сызвека разъясняли свои неудачи агрессивным воздействием и кознями сверхъестественных монстров. Время от времени некие из их становились на сторону добра, но в любом случае с ними обходиться следовало очень осторожно, чтобы они не сменили милость на гнев. Наименования мифологических созданий у различных народов отличаются, но многие общие черты указывают на сходность восприятия и возможности домысливать наружные признаки.

Бесы представляются хвостатыми, козлоногими и рогатыми фактически во всех этнических и религиозных традициях. Вещая птица Гамаюн, пресмыкающиеся Василиски и Аспиды, Снеговик (обычно вылепляемый из снега), Оборотень (в германском варианте Вервольф), Упырь (в Европе его зовут вурдалаком), даже сам Вий, предводитель нечистой силы, ставший героем известной повести Н.В. Гоголя и одноименного русского триллера, далековато не всегда становятся сказочными персонажами. Они олицетворяют силы зла, возглавляемые Князем Воздушным.

Истоки химерных образов

Вроде бы там ни было, а вещественное воплощение злой воли нереально без видимого либо воображаемого физического вида. Если доброе начало в большинстве традиций практически тождественно человекоподобию (Будда, Бог-Отец, Бог-Сын, Херувимы, Серафимы, Богатырь, Гигант, Фея и др.), то мифологические существа, представляющие черную сторону нематериального мира, более зверообразны. Особо страшными представляются образы, в каких находится сочетание черт животных. В неких случаях они так колоссальны, что можно представить и отсутствие недобрых целей. Так, Чудо-Юдо («срисованное», разумеется, с самого обыденного кита) причиняет вред просто по неосторожности, в силу собственных большущих размеров. Химеры, изваяния которых декорируют некие средневековые готические соборы, предусмотрены, по плану создателей, для устрашения самих бесов, они должны их отпугивать одним своим видом.

Ужасность вида мифологических созданий символична. Она подчеркивает силу, ловкость, смелость и разум хороших героев, которые в конце концов всегда одолевают.