«Медный наездник» Пушкина – это одно из произведений превосходного поэта и прозаика, которое и до настоящего времени тревожит мозги многих любителей литературы. Что все-таки в нем такового необычного? Во-1-х, фабула не подходит к содержанию. Вступление — это возвышенное описание северной столицы как наследства величавого правителя Петра Первого. А содержание поэмы «Медный наездник» — повествование о некоем малозначительном человеке Евгении — маленьком бюрократе, который вообщем как личность ничем не примечателен, о его любви к обычный девице Параше. Последняя, к несчастью, гибнет в процессе наводнения. Это происшествие отражается на психике Евгения. Он без разума от горя из-за смерти возлюбленной. Город, в конце концов, оправляется от бедствия, жизнь в нем заходит в обычную колею. Но Евгений все никак не приходит в себя. Он скитается по всему городку, позабыв вообще обо всем. И вот он, одержимый безумием, подходит к «Медному наезднику» — памятнику Петра Величавого, — и гласит ему оскорбительные слова. Он убежден, что определенные деяния правителя, имевшие место в прошедшем, навлекли наводнение. И вот бешеному Евгению кажется, что Медный Наездник, расслышав слова оскорбления, во гневе кидается за ним. При этом это чувство так реально, что безумному приходится спасаться бегством. В конце поэмы выясняется, что Евгений умер. Труп его находят на маленьком опустевшем островке.

Итак, кульминация поэмы – это момент недлинного прояснения мыслей Евгения, понявшего реальную причину наводнения – давнишнюю «роковую волю» самодержца Петра. И, как следствие, немедленная реакция последнего. И конкретно в этом моменте, по воззрению многих литературоведов, находится иносказание, сокрытый смысл. Может быть, тут Пушкин попробовал передать дела меж обычным народом и самодержавием. Евгений обезумел от горя, но не так, чтоб вполне утратить способность соображать. Возможно, Медный Наездник стал ответом на его вопрос – кто же все-же повинет в бедствии, постигшем город. Здесь же он вспоминает, что северную столицу воздвиг правитель Петр. А означает, он мог столетия тому вспять при строительстве городка допустить ошибку, которая в конечном итоге и обернулась ужасным наводнением. В конечном итоге Евгений «предъявляет претензии» самодержцу, который, по его воззрению, стал предпосылкой бедствия. На это последний одномоментно отвечает нападением. Что любопытно, правитель Александр 1-ый, возможно, понимая сокрытый смысл данного произведения, воспретил его выход в печать.

По воззрению критика Д. Мережковского, эта поэма, кроме остального, отражает борьбу личного начала с коллективным, также язычества с христианством. В этом случае Петр представлен как колоритная особенность, герой. А образ Евгения в поэме «Медный наездник» отражает коллективную волю. Итак, с одной стороны, на весы поставлена судьба рядового человека — сероватого мещанина с его неуввязками и заботами. С другой – нестандартная, геройская и величавая личность Петра Первого. Последний практически обожествлен, а Евгений – всего только маленький червяк под его ногами. Таких, как он, много. Казалось бы, таковой гигант, как Медный Наездник, не должен лишиться спокойствия из-за слов безумца. Но оказывается, что мировоззрение малеханького, неприметного человечка все таки поколебало титана и вызвало его бурную реакцию. Стало быть, Евгений все-же сумел поставить авторитет Петра под колебание. Другими словами, толика правителей, даже самых величавых, все-же в некий степени находится в зависимости от воли народной.