Общее сознание (как философская неувязка) проявилось в конце 19 века. Еще Ницше писал, что в массе из 100 человек каждый заместо собственного получает какое-то другое сознание.

Если речь входит о массе людей, то не имеется в виду некий класс либо сословие. Класс – это устойчивая система, объединенная какими-то эталонами и интересами, общей культурой и (либо) идеологией. Масса же не отвечает ни одному из этих критериев. Хотя она и делает какие-то коллективы, но частью общества не является, так как не имеет ни устойчивых культурных связей, ни определенной структуры. Последней, еще больше неуравновешенной, формой массы становится масса.

Особенности массового сознания

Гипнотическое воздействие толпы. Ле Бон считал, что в массе появляется «коллективная душа», так как личные чувства и мысли начинают принимать однообразное направление. Эта «коллективная душа» живет, естественно, недолго, но стремительно приобретает определенные, характерные ей (только на данный момент и тут) черты. Человек в массе стремительно поддается гипнотическому воздействию массы, теряя свою особенность.

Снятие ответственности. Более того, общее сознание, усиленное идеями и мыслями отдельных людей, начинающих мыслить идиентично, ворачивается к тем же личностям неоднократно усиленным. Человек в массе способен на такие поступки, которые никогда не позволил бы для себя совершить в одиночку. Масса присваивает силы и снимает ответственность, давая каждому отдельному человеку ощутить себя анонимом.

Жертвенность во имя толпы. Не считая того, составляя небольшую частичку толпы, человек может совершать такие деяния, которые вообщем несвойственны его природе, поступаясь своими интересами, принося их в жертву коллективным. Это может быть только тогда, когда на индивида действует сильное общее сознание, внушению которого тяжело не поддаться.

Массе характерны крайности. Всякую идею либо мировоззрение собранная в массу масса людей может только или принять полностью и на сто процентов, или так же неоспоримо отторгнуть. Общее сознание не признает полутонов. Личный разум отсутствует, потому приветствуется то, что донесли методом внушения. И будет ли это абсолютная правда либо абсолютное заблуждение — значения не имеет. И здесь непринципиально, какой окрас имеют чувства толпы — нехороший либо положительный. В любом случае эти чувства будут однобокими и гиперболизированными, что утежеляется тем, что с определенной личности снимается всякая ответственность.

Ле Бон считает, что масса не желает знать правду, она отворачивается от тривиальных вещей, которые ей не нравятся, предпочитая им заблуждения, которые пришлись по вкусу. Потому, чтоб управлять массой, не нужно пробовать ее образумить, нужно искусно вводить ее в заблуждение.

Общее сознание и массовые деяния

Существует несколько форм массовых действий. Они все большей частью имеют нехороший окрас и вытекают из состояния, в каком находится на этот момент общее сознание. Это может быть паника либо просто слухи, погром, мятеж либо массовая истерия. В любом случае массовые деяния предполагают протест. Он может принимать последующие формы.

Пассивный протест:

  • открытый (прямые деяния, направленные на хоть какое неподчинение, невыполнение приказов и т.д.);
  • сокрытый (разные комплоты, подстрекательства к очевидному сопротивлению, расклеивание листовок, игнорирование работы).

Активный протест:

  • открытый (любые собрания, демонстрации, митинги, стачки);
  • сокрытый (подготовка военных действий, террористические акции и т.д.).

Общее сознание интересует многих, в особенности во императивных структурах, исходя из убеждений поиска более совершенного метода им управлять. Вобщем, на данный момент с этим удачно управляются сми. Да и они сдают свои позиции массовым опросам публичного представления, которые навряд ли вправду отражают его. Быстрее, напротив, удачно оказывают влияние на общее сознание людей.