Масленица в 2013 году. Обряды, забавы, блины на масленичную неделю

Масленица – один из самых весёлых, а поэтому – возлюбленных народных праздничков. Игры, песни, катание с гор, хохот, шуточки, переодевания (ряженые), катание на “тройках”, костры – всё это – наша Масленица. И, естественно, главное её богатство – блины – знак Солнца, приближающейся Весны и вновь пробуждающейся Природы. Увлекательный веб-сайт скажет все про праздник Масленица в 2013 году. Узнаете российские ритуалы, народные забавы и гулянья, блины на масленичную неделю и рецепты их изготовления, а так же увидите расписанную масленичную неделю по денькам.

Когда празднуется Масленица? (Начало масленичной недели)

В 2010 году Масленица выпадала на 8 февраля.
В 2011 году Масленица выпадала на 28 февраля.
В 2012 году Масленица выпадала на 20 февраля.
В 2013 году Масленица выпадает на 11 марта.
В 2014 году Масленица выпадает на 24 февраля.

Масленичные российские забавы и утехи.

Масленица – один из российских календарных праздничков. В сей день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Пришёл он к нам из языческой Руси. У старых славян праздновался языческий славянский праздничек Комоедица (с XVI века – Масленица). Этот праздничек имел сакральный смысл праздничной встречи доминирования денька над ночкой и освящения единения каждого члена рода со своими величавыми праотцами, со своими родичами и со всем славянским родом-племенем. Комоедица – это Денек вешнего равноденствия, во время которого так же почитали славянского медвежьего бога Кома (ком – медведь). Этому величавому богу приносили “блинные жертвы”. Отсюда – “1-ый блин комам”, т.е. медведям. (Сравните современную поговорку – “1-ый блин комом” – совершенно другой смысл!). Блин относили в чащу, жертвуя косолапому владельцу леса – величавому Медовому зверьку кому…

Не считая того, Масленица, как может быть не многим понятно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает внутри себя сходу 3-х персонажей: Плодородие, Зиму и Погибель. Само заглавие праздничка еще в стародавние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздничка торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.

Издавна сложилось убеждение, что “не потешишь на широкую Масленицу – означает, жить в горьковатой неудаче и жизнь худо кончить”. Потому Масленицу всегда встречали обширно, забавно: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными… На Масленицу было принято “есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, танцевать до упаду”. Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые различные (лепные, резные, жатые, печатные да расписные), застолья, сжигание соломенного чучела Масленицы – всё это утехи, происходившие на праздновании Масленицы.

Имя Масленицы носит и чучело из травы, которое обряжают в женскую одежку с масляным блином либо сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось заглавие и праздничка, и персонажа). С этим чучелом забавно проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздничка хоронили Масленицу либо провожали, разрывая чучело в маленькие клочья на краю села. Но, в большинстве случаев, чучело Масленицы сжигали на забавно пылающем костре, который разводили непременно ” на горке” – на какой – нибудь возвышенности.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, звучным хохотом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в особых куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с Величавым постом, который наступает сходу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими досадными прозвищами. Соломенное чучело, нарядное в праздничную одежку либо же в лохмотья, всей массой выносили из селения и швыряли в воду либо разрывали на части. Траву от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтоб обеспечить неплохой сбор и придать земле плодородие.

Обитатели малеханьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необыкновенной баталии – взятия снежного города. Собравшись, они дружно строили из снега крепость с причудливыми башнями и 2-мя воротами. В большинстве случаев ставили ее на льду реки и в центре прорубали полынью. Потом участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее заступники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадок. Фаворита, ворвавшегося первым в ворота, ждало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Позже всем участникам игры подносилось угощение, а фаворита награждали подарком.

Всераспространенной масленичной забавой, в особенности в глубинке, были кулачные бои. Начинается с классической “стены”, когда выстраиваются друг против друга бойцы 2-ух партий. А кончается тем, что “все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых”.

Но самым возлюбленным и прекрасным масленичным ритуалом было катание на санях. Выезжали все, у кого был жеребец, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, скрытыми ковром либо медвежьей шкурой, а вослед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, увенчанные цветными ленточками и картонными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. Мальчишки с удовольствием дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц – тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Обширно праздновали Масленицу на Руси! Недаром же в народе нашем и до настоящего времени сохраняются поговорки – “не все коту Масленица, будет и Величавый пост”, “не житье, а Масленица”.

Из истории Масленицы на Руси.

Масленица (до XVI века – языческая Комоедица, по старенькой дореволюционной орфографии писали “Масляница”) – один из древних праздничков религии друидов (волхвов).

До этого Комоедица – это величавый древнеславянский языческий 2-х недельный праздничек праздничной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в Денек вешнего равноденствия. Этим днём отмечался переход к вешним земледельческим работам. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до Денька вешнего равноденствия и длилось неделю после.

В 988 году завоеватели-варяги (рюрикович князь Владимир), чтоб укрепить свою в то время очень пошатнувшуюся власть над тяжко притесняемыми завоеванными племенами, огнем, клинком и величавой кровью заставили подчиненных им славян отрешиться от собственных извечных богов, символизировавших старых славянских протцов, и принять веру в Бога чужого народа.

Оставшееся в живых после массовых кровавых стычек и протестов славянское население было самым ожесточенным образом крещено (всех, включая малых деток, дружины варягов копьями загоняли для крещения в реки, и реки, как докладывает летописец, “багровели от крови”). Изображения славянских богов сожгли, храмы и святилища (капища) разрушили. В крещении славян не было даже намека на благоговейную христианскую святость – просто очередной зверский акт отличавшихся особенной беспощадностью викингов (варягов).

При крещении очень многие славяне были убиты, а часть бежала на Север, в земли, не подчиненные варягам. В итоге проведенного при христианизации геноцида славянское население Руси сократилось примерно c 12 млн до 3 млн человек (об этом ужасающем сокращении численности населения совершенно точно свидетельствуют данные всерусийских переписей населения от 980 и 999 годов). Позже бежавшие на Север тоже были подвергнуты крещению, но рабства (“крепостного права”) у их никогда не было.

Порабощенные славяне навечно лишились собственных корней и духовной связи с старыми праотцами. Сейчас они стали не славичи, кривичи, вятичи, древляне, поляне…, а стали называться по принадлежности своим скандинавским господам-русам именованием прилагательным “российские” (чьи? – российские). Хотя все народы в российском языке называются именами существительными (кто? – французы, греки, татары, финны…). Именование именованием прилагательным и доныне сохранилось для их отдаленных потомков, т. е. для нас с вами.

После принятия христианства на Руси волхвы бесстрашно боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.

Последние “истинные” волхвы упоминаются в XIII-XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени идолопоклонство на Руси было фактически ликвидировано. Вкупе с волхвами пропали их старая руническая письменность, их познания. Фактически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неизвестной. Археологи время от времени находят только разрозненные куски надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды. Позднее под заглавием “волхвы” в Рф понимались только различного рода народные знахари, еретики и новоявленные чернокнижники.

После принятия на Руси христианства старый языческий славянский праздничек Комоедица – величавый праздничек Весны священной, приходящей в Денек вешнего равноденствия (20 либо 21 марта) – попадал на время проведения православного Величавого поста, когда всякие радостные празднества и игрища Церковью воспрещались, а то и карались. После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздничком, он был включен в православные празднички под заглавием “сырная (мясопустная) седмица”, предыдущая 7-ми неделям Величавого поста.

Таким макаром, праздничек переместился поближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием – Днём вешнего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной. Это порвало его сакральную связь с ранее классической у славян религией волхвов (друидов), в какой конкретно деньки зимнего (самая долгая ночь в году) и летнего (самый длиннющий денек в году) солнцестояния и вешнего (денек удлиняется и становится равным ночи) и осеннего (денек укорачивается и становится равным ночи) равноденствия были самыми величавыми и самыми священными праздничками.

В народе трансформированный на церковный лад праздничек получил заглавие Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в другие даты, привязанные ко деньку православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, потом идет 7-недельный Величавый пост перед Пасхой).

Сначала XVIII века любитель пиров и праздничков Петр I, отлично знакомый с радостными европейскими масленичными обычаями, своими королевскими установлениями ввел в Рф непременное всеобщее празднование народной Масленицы на обычный европейский манер. Масленица перевоплотился в светский праздничек, сопровождающийся бесконечными радостными игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами. Фактически, с петровского времени и появилась наша сегоднящая народная Масленица с организуемыми властями радостными карнавальными шествиями ряженых, утехами, балаганами, нескончаемыми шуточками и гуляньями.

Масленичная неделя. Подробности о 7 деньках масленичной недели.

Каждому деньку масленичной недели дано было своё имя:

Пн – Встреча;
Вторник – Заигрыши;
Среда – Сладкоежка;
Четверг – Разгул;
Пятница – Тёщины вечерни;
Суббота – Золовкины посиделки;
Воскресенье – Прощёный денек.

1-ый денек Масленицы. Встреча.

Богатый народ начинал встречу Масленицы посещением родных. Утром свекор со свекровью высылали невестку на денек к папе и мамы, а вечерком сами приходили к сватам в гости. Здесь за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому деньку Масленицы устраивали горы, висящие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горьковатой неудаче, а на старости лет лежать на смертном одре, посиживать калекой без ноги.

2-ой денек Масленицы. Заигрыши.

Во вторник начинались безудержные, радостные и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, на самом деле дела, к сватовству, чтоб после Величавого поста играть на Красноватой горке женитьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали прокатиться на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы посматривали исподтишка на суженых.

3-ий денек Масленицы. Сладкоежка.
На Сладкоежку тещи воспринимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про рачительную тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с нарядным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо произнес. Считалось, что в Масленицу, а в особенности на Сладкоежку, необходимо есть столько, сколько душе угодно, либо, как гласили в народе, “сколько раз собака хвостом махнет “.

Четвёртый денек Масленицы. Разгул.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и различные ритуалы. К примеру, укрепляли к большим саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужчины – балагура и затейника с вином и калачами, а прямо за этим “поездом” с песнями тянулся люд. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: нарядные дети прогуливались от дома к дому и пели: “Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!”, выпрашивая таким макаром для себя угощение на торжественный вечер.

5-ый денек Масленицы. Тёщины вечерни.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж сейчас зятья приглашают их к для себя в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей собственных жен блинами да сладостями. Потому и гласили, что “у тещи зятек – возлюбленный сынок”.

6-ой денек Масленицы. Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра супруга) юная невестка приглашала родных супруга к для себя в гости.Новобрачная невестка должна была одарить собственных золовок подарками. Любопытно, что само слово “золовка”, как числилось, происходит от слова “зло”, потому что сестры супруга относились к невестке (“пришедшей невесть откуда”) недоверчиво и настороженно – вспомним, хотя бы российские народные сказки.

Седьмой денек Масленицы. Прощёное воскресенье.
В последний денек Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: числилось, что самый знатный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусочек мыла. В воскресенье сжигали чучело, как знак зимы, которая завершилась. А пепел развевали над полями – “на обеспеченный сбор”. Вечерком меж родными и близкими происходило Прощение: малыши кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после их приходили все близкие и родные. Все требуют друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Величавым постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: “Бог простит”. Уходит Масленица, а совместно с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким макаром люди освобождались от старенькых обид, скопленных за год, и встречали новый год с незапятнанным сердечком и легкой душой.

Масленичные ритуалы.

Масленичные ритуалы очень необыкновенны и увлекательны, потому что они соединяют внутри себя окончание периода зимних торжественных ритуалов и открытие нового, вешнего периода праздничков и обрядов, которые должны были содействовать получению обеспеченного урожая. Потому в базе Масленицы лежит мысль встречи – проводов, которая выслеживается во всех ритуалах, будь то кукольные комедии либо изготовление кулинарных блюд.

Поминальные ритуалы

К поминальным ритуалам относится сжигание чучела, выпекание блинов и изготовление другой поминальной еды. Таковой, к примеру, как рыба, которая в силу собственной немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ погибших. Ну и снег тоже числился воплощением душ погибших, потому он употреблялся для гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой снежной воде.

С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, при этом только дамских, таких как прядение и ткачество. Эти запреты объяснялись боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам погибших людей. В особенности эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались святыми. Нарушение запрета угрожало неудачами и неприятностями не только лишь для людей, да и для скота.

Масленичные костры – это тоже поминальный ритуал, потому что они служили собственного рода приглашением погибших протцов к обильному ужину намедни поста. Другими словами, российская масленица на самом деле собственной является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздничков является “задабривание” духов на целый год вперёд.

Брачно-семейные ритуалы.

Другой важный масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной темой, т.к. числилось, что супружеские дела должны были содействовать просыпанию земли и росту растений, обеспечивать будущий сбор. Новобрачным устраивали “смотрины”, ставили их к столбам у ворот и заставляли лобзаться у всех на виду, а дамам, состоящим в браке 1-ый год, устраивали тесты посложнее: к примеру, запрягали их заместо лошадок в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу. На масленицу теща приглашала юных в гости “на блины” и должна была помазать голову зятя маслом, “чтобы был нежным и к супруге так же примаслился”.

На Масленицу новобрачные ездили по родным, одаривали их подарками. Кстати, вновь показавшийся во 2-ой половине XX века и снова уходящий в прошедшее обычай сажать куколку на главную машину свадебного кортежа (либо просто даровать куколку либо лохматого мишку) корнями всходит снова же к старой Комоедице-Масленице, когда новобрачным даровали соломенную куколку, называя ее домашней Масленицей, которая являлась эмблемой достатка и крепкого здоровья потомства юный семьи.

Очередной масленичный ритуал – наказание не вступивших в брак в виде подвешивания колодки: на шейку холостому парню либо незамужней девице подвешивалось полено, которое символизировало недостающую “половинку”. С этой “парой” наказанные должны были ходить целый денек до вечера и вытерпеть нескончаемые издевки.

Земледельческие ритуалы.

3-ий комплекс масленичных обрядов – это земледельческие ритуалы. Все эти ритуалы связаны не с хлебными злаками, а с волокнистыми – льном и коноплей. К таким обрядам относится катание с гор: числилось, что кто больше раз скатится с горы либо кто далее проедет, у того и лен будет больше, потому в народе гласили, что идут кататься “на длинный лён”. Лен и конопля – растения так либо по другому связанные с дамским трудом, потому почти всегда масленица воспринималась как дамский праздничек, и в большинстве обрядов дамам отводилась основная роль (“золовкины посиделки”, “тещины блины” и т.д.).

Все о блинах. Рецепты их изготовления

Блины являются обязательным атрибутом праздничка Масленицы. Блины – извечно российское лакомство, которое занимает достойное место в кухне многих народов мира. Еще со времен язычества на Руси блин был эмблемой солнца. Числилось, что ритуально блины едят во славу весны, плодородия земли.

Чтоб выпечь тонкие, румяные и сочные блины, необходимо воспользоваться сковородами маленького размера – металлическими либо из другого металла, но обязательно с толстым дном. Перед тем, как налить тесто на сковороду, нужно её отлично подогреть и смазать маслом, по другому блин подгорит. Сковороды, не бывшие в употреблении, нужно поставить на огнь и нагревать с каким – нибудь жиром в продолжение 10 – 15 минут, потом слить жир, а сковороду немедля протереть солью. “1-ый блин комом”, – гласит древняя российская пословица. Вправду, 1-ый блин в большинстве случаев выходит “комом” – бледноватый, толстый, неаппетитный. По первым блинам необходимо установить, сколько теста следует наливать на сковороду, чтоб блины вышли тонкими и ровненькими.

Необходимо смотреть, чтоб блин не подгорел, для этого его нужно вовремя крутить. В российской печи блины сразу пропекаются и сверху, и снизу. Для блинов можно брать как пшеничную, так и гречневую муку. Можно печь блины с разными приправами, к примеру, с мелко нарезанным зелёным луком, обрубленными варёными яичками, с сельдью, нарезанной на мелкие куски.

Блины с приправами нужно печь так: нагретую сковороду смазать маслом, посыпать зелёным луком либо обрубленными яичками, или положить куски сельди, налить тесто и далее печь, как простые блины.

К блинам можно подавать нагретое сливочное, топлёное либо растительное масло, сметану, сельдь. кильки, рыбу прохладного копчения.Блины подаются к столу жаркими. Готовые блины складывают в нагретую миску либо на блюдо стопками, накрыв салфеткой, либо держат их в духовом шкафу. Лучше же всего подавать блины прямо со сковороды к столу. Рецепты блинчиков по-быстрому:

Блинчики тонкие обыденные.

Изготовление теста. Смешать сырые яичка с солью, сахаром, прибавить 1/2 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто, чтоб не было комков. После чего тесто развести оставшимся молоком.

Метод выпечки. Хорошо разогреть сковороду, смазать её маслом, налить тесто на сковороду, стремительно повёртывая её, чтоб тесто разлилось по всей сковороде ровненьким и узким слоем. Как блинчик подрумянился, перевернуть его на другую сторону и так же обжарить.

Ингредиенты. На 250 г. муки – 2,5 стакана молока, 3 яичка, 1/2 столовой ложки сахара, 1/4 чайной ложки соли, 1 столовая ложка топлёного масла для обжаривания.

Блины с припёком

Блины с припеком – так именуют блины, в каких запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яичка, грибы, размельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком – это собственного рода пирожки-пельмени из блинного теста и “праотцы” закрытой пиццы.

Метод выпечки. Пекут эти блины обычно таким макаром: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин немного подрумянивается, кладут на него начинку (“припек”) и заливают его новейшей порцией теста так, чтоб “припек” оказался снутри блина. Потом переворачивают блин на другую сторону и немного обжаривают.

Ингредиенты. На 2 стакана муки – 3 стакана молока, 1 яичко, соль и сахар – по вкусу, 1/4 чайной ложки соды, малость уксуса.

Блинчатый тортик с икрой

Блины выпекаются не тонкими, а плотными, как оладьи, и большенными.

Метод изготовления. Каждый блин смазывается маслом, и на нем узким слоем укладывается икра – красноватая и темная. После этого поверх кладется очередной блин, на который так же выкладывается икра и т.д. Но блинный тортик не должен быть очень уж “многоуровневым”, по другому его просто неловко будет разрезать на кусочки.

Ингредиенты. На 2, 5 стакана муки – 3 стакана молока, 5 яиц, 100 г. сахара, 200 г. масла и 1/4 чайной ложки соли.

Блинчатый пирог

Изготовление теста и метод выпечки. Выпечь блинчики, как обозначено в рецепте “Блинчики тонкие обыденные”.

Метод изготовления. Смазать маслом и обсыпать сухарями форму. На дно посуды кладём блинчик и покрываем его слоем внутренности, потом – 2-ой блинчик и снова слой внутренности и т. д. до самого верха формы. Верхний слой внутренности покрыть блинчиком, смазать взбитым яичком, посыпать сухарями, сбрызнуть маслом и поставить в духовку на 30 – 40 минут. Когда пирог испечётся – . опрокинуть его на блюдо и подать к столу. Раздельно подать масло. мясной либо куриный бульон. Блинчатый пирог можно делать с хоть какими внутренностями – с одной либо несколькими. К примеру. с обрубленным куриным мясом.

Блинчики с мёдом либо сахаром

Изготовление теста. Смешать 3 яичных желтка с 1/2 стакана молока, прибавить соль, сахар и , помешивая, всыпать муку. После чего положить нагретое сливочное масло и опять вымесить тесто. чтоб не было комков. Потом развести молоком, вливая его равномерно и добавить взбитые в пену яичные белки.

Метод выпечки. Выпекать блинчики не толстыми на нагретой сковороде, за ранее смазанной маслом. Каждый готовый блинчик сложить, не снимая со сковороды., в четыре раза, позже переложить в подогретое блюдо и накрыть салфеткой. Подать к столу с мёдом либо сахаром.

Ингредиенты. На 250 г. муки – 1/2 стакана молока, 3 яичка, по 2 столовые ложки сливочного и топлёного масла для смазывания сковороды, 1/4 чайной ложки соли.

По материалам веб-сайта : http://www.myizh.ru

Комментировать

Почта не публикуется.Обязательные поля отмечены *