Фразеологизм «сизифов труд» уходит корнями в легенды и легенды Старой Греции. Герой сюжета – хитроумный коринфский правитель, который всякими уловками ухитрялся накалывать богов. Миф о Сизифе повествует, что этот ослушник посмел принять сторону людей и всячески им помогать, чем очень прогневал жителей Олимпа. Он выдал им потаенны, доступные только богам. Невиданный поступок! Сам Зевс послал за ним Погибель, да и здесь правитель Коринфа оказался победителем: он заковал ее цепями, сделав смертных бессмертными.

Кара за подобные деяния была грозной. Миф о Сизифе говорит, что Зевс обрек его на нескончаемый и истязающий труд. Он был принужден катить на гору большой камень, но чуть камень доставал до верхушки, он здесь же скатывался к подножью, и все начиналось поначалу. Это и есть сизифов труд, о котором и ведает миф о Сизифе. Короткое содержание легенды указывает, как сложным может быть хоть какое действие, если оно не имеет конца и не приносит никакой полезности. Всякую глупую и томную работу именуют «сизифов труд».

Устойчивое выражение, характеризующее нудную и бесплодную работу, имеет и некие синонимы. Например, в российском языке нередко можно услышать словосочетание «мартышкин труд». Но эти два фразеологизма имеют различные цвета. Мартышкиным трудом именуют деяния, которые никому не необходимы и являются чуть ли не смехотворными в собственной бесполезности. Тогда как сизифов труд значит конкретно томную работу, которую необходимо делать вновь и вновь, при всем этом ей не видно конца.

Можно провести и другую параллель: миф о Сизифе – перфекционизм либо максимализм, рвение во что бы то ни стало довести начатое до конца, одолеть хоть какой ценой, возвыситься над для себя схожими. Правда, такое сопоставление довольно притянуто и не выдерживает серьезной критики.

Все эти размышления имеют под собой одну почву – философию абсурдизма, основателем которой в некий мере считается Альбер Камю. «Миф о Сизифе» — так именуется его эссе, которое общепризнанно считается программным произведением философии бреда. Камю ставит главный в собственной жизни вопрос: «Стоит жизнь того труда, что затрачивается на то, чтоб ее прожить?» «Человек бреда» по Камю – это и Дон Жуан, тратящий жизнь на нескончаемые любовные приключения, и актер, раз за разом проигрывающий на сцене чужие жизни, и завоеватель, ради славы забывающий о вечности. Если на то пошло, делает вывод писатель, Сизиф живет самой осмысленной жизнью в этом мире бреда: у него есть цель – его камень, за которым он опять и опять спускается к подножью холмика. Мир – это и есть один большой бред, считает Камю, и высшее мужество в том, чтоб принять его абсурдность и следовать собственной цели. Вселенский хаос не повод для отчаяния. И следует обескураживающий вывод: миф о Сизифе – это история не злосчастного, а по-своему счастливого человека. Трудясь на фабриках и заводах и выполняя изо денька в денек одну и ту же работу, современный человек так же, как сказочный герой, пребывает в этом абсурде, но трагичность происходящего не осознается им, и поэтому все идет своим чередом в этом мире.

И все-же злоключения царя Коринфа укоренились в публичном сознании как знак несуразного и нескончаемого труда, и с этим ничего нельзя поделать.