В базе неформального кодекса поведения находятся разработанные многолетним опытом противоправной деятельности антиобщественные традиции и обычаи. Специфичное содержание традиций заключается в проигрывании из поколения в поколение у представителей субкультурных образований принципов деяния и представлений об эталонах, фиксирующих скопленный антисоциальный опыт. Опыт таковой субкультурной среды — это унаследованный обычный метод противоправного поведения лица в определенной ситуации, ожидаемый и поддерживаемый членами субкультурной группы. Регулятивная функция присуща и другим элементам подкультуры, но традиции и обычаи — более устойчивые формы регуляции поведения. В нынешней статье мы разглядим тему «Преступная подкультура».

Они, являясь продуктом субкультурной деятельности, плотно сплетены сначала с асоциальными ориентациями, привычками и образом жизни индивидума. С одной стороны, отмеченные явления содействуют их формированию. Хотя человек в большинстве случаев считает свою волю свободной, он околпачивает себя. Окружающий мир, люди, посреди которых он живет, характеры и обычаи действуют на него ранее, чем он осознает чего-нибудть, они накладывают на людские взоры свои отпечатки. С другой стороны, если личные антисоциальные привычки (к примеру, вести паразитарный стиль жизни, играть в карты) в определенных критериях перерастают в неотклонимые нормы поведения преступных частей, то они с течением времени получают силу традиций и обычаев, становятся главным костяком так именуемых «естественных законов».Обозначенные феномены исходят от общества правонарушителей в целом и содействуют привитию его членам чувства долга, противостоят индивидуализму, закрепляют иерархические связи в преступной среде. У лиц, входящих в подобного рода группы, есть чувство долга по отношению к группе и есть обязанности, основанные на требованиях принципов поведения. Последние определяют единую групповую линию поведения. Каждый член субкультурной группы делает свою роль в ней. Асоциальная группа всегда ждет от собственного представителя определенных действий в той либо другой ситуации.
Другими словами, поведение человека в субкультурном образовании в значимой степени становится поведением групповым. «Нравственные законы» правонарушителей охраняются не только лишь силой представления (как в других общностях людей), да и физическим, нередко утонченным насилием над лицами, нарушившими их. Для представителей отдельных субкультурных групп свойственны ритуалы «клятвы» и «присяги» преступному обществу, также ритуал «проверки» вновь принятого члена преступного образования. Тот, кто вошел как «равный» в субкультурную среду, не всегда свободно может выйти из нее. К примеру, лицо, получившее статус «авторитета криминального мира», не вправе без помощи других покинуть преступное общество, он может закончить субкультурную деятельность («уйти в общество») только с согласия окружения. Элементы подкультуры, служащие одним и этим же антиобщественным целям и эталонам, поддерживают друг дружку, образуя крепкую цепочку искаженных ценностных ориентаций. Их антисоциальная суть вытекает из содержания и функций преступной системы и проявляется в том, что оказывает доминирующее воздействие на формирование особенной субкультурной личности преступника.

Процесс десоциализации человека включает усвоение им установок, взглядов на жизнь и ценностей, имеющихся в группе. Его личный преступный опыт дополняется опытом его окружения. Важной чертой таковой личности является наличие у нее антиобщественных убеждений, отрицательного дела к имеющимся нормам морали и права. Таким макаром, преступная подкультура представляет собой своеобразную межличностную связь обычных правонарушителей в относительно замкнутой среде, основанную на их системе искаженных ценностных ориентаций, которые выступают регулятивными принципами совместной противоправной деятельности и ведения антиобщественного стиля жизни. Осужденные в период отбывания наказания усваивают тюремные привычки и шаблоны поведения, свыкаются с идеей, что они по существу отвержены, как и другие их сотоварищи, а ценности, разделяемые и усвоенные другими правонарушителями, имеют значение для их самих. В итоге этого нейтральное восприятие ими ценностей тюремной подкультуры трансформируется в принужденное солидарное отношение к ее носителям, которое безизбежно приводит большая часть осужденных к оппозиции обществу.

Если хранители уголовной подкультуры («авторитеты») опровергают принятые моральные ценности общества, то нейтральные «трудяги» поддерживают семейные и другие социальные ценности, радиво относятся к труду. Ценности общества, с которыми идентифицирует себя личность, владеют большей силой, обеспечивая последовательность поведения. Отличия фаворита в собственном поведении от корпоративных норм безизбежно ведут к потере им собственного статуса. Являясь активными носителями субкультурных ценностей, рассматриваемый тип правонарушителей строго их охраняет, а в отдельных случаях корректирует. У фаворитов всегда возникает желание закрепить собственный иерархический фуррор, оградить его средством введения в «этическую» структуру группировки каких-либо новых принципов. С одной стороны, наиблежайшее окружение, как и всякая иерархическая ступень, невольно служит возвышению фаворита, утверждению его авторитета, а с другой — руководящее ядро, являясь выразителем общих настроений и воззрений, сдерживает фаворита, когда он стремится к неограниченной власти, выходит за рамки обыденных правил поведения. «Авторитеты» обеспечивают в группе консолидирующую, защитную и морально поддерживающую функции. Консолидирующая функция состоит в распространении и укреплении норм поведения, направленных на утверждение ценности «мы» в субкультурной среде, в пропаганде отношений равенства. Исходя из убеждений психологии, «Авторитеты» уверяют других участников группы, что более справедливые дела равенства поддерживаются в их мире, а не в обществе.

В очах членов неформального образования они, являясь носителями справедливости, способны разрешать сложные, часто конфликтные ситуации в обществе. Их решения всегда обусловлены корпоративной этикой, потому получают значение обязательности. В базе неформального разделения осужденных по категориям лежат реальные дела меж ними, которые, в свою очередь, основаны на подкультуре «тюремной общины». «Авторитеты» не обхватывают всех осужденных, но они являются более небезопасными преступниками, которые собственной противоправной и безнравственной деятельностью пробуют подчинить собственному воздействию основную массу осужденных. Сохранение определенных форм отношений в мире «блатарей» позволяет им производить единую групповую линию поведения, обусловленную их ценностными ориентациями, а отступление от нее хоть какого из членов группировки практически всегда чревато тяжкими последствиями. Когда работники исправительных учреждений теряют нити управления процессами в подразделении, «авторитеты» берут на себя функции «защитников справедливости». Другие же осужденные вроде бы делегируют им это право, в итоге чего «блатари» становятся глашатаями их эмоций и пользуются их поддержкой. Такое развитие обстановки помогает им производить распространение в среде лиц, отбывающих наказание, субкультурных правил и добиваться их неуклонного соблюдения. Группы «авторитетов» уголовной среды в местах лишения свободы имеют классическую организационную структуру.
Они составляют замкнутую «касту», отличающуюся от всех иных группировок собственной тоталитарностью, организованностью и единой противоправной линией поведения. Эти свойства обоснованы преступной подкультурой, которую создатель именует «контркультурой», так как она принципно противоборствует принятым в обществе моральным ценностям. «Авторитеты» понимают, что если инициативу по установлению межличностных отношений возьмет на себя администрация исправительных учреждений, то их неформальная роль в среде осужденных существенно ослабеет. Всякая людская деятельность, в том числе и антиобщественная, имеет собственных героев, которым подражают последователи. Каждое поколение людей воспроизводит из прошедшего представления об эталоне — это традиция всех соц групп. В своей жизни человек проектирует себя в будущее — как собственный эталон, как модель хотимого грядущего. Нечто аналогичное происходит и в преступной среде, где уголовные элементы различных поколений сформировывали собственный эталон. Пользующимся популярностью героем и моделью для подражания у преступных лиц 2-ой половины ХХ в. стал «вор» («вор в законе»). «Вор» — это человек кристальной души, обязательно последующий «воровским законам» и посвятивший свою жизнь «воровским эталонам». Признать «вора» можно лишь на основании решения «сходки», «съезда». Обычно, кандидат проходил долгое испытание, и только после чего ему давали советы «авторитеты» уголовной среды, подтверждающие, что принимаемый «имеет определенные свойства и награды», что «его поведение и рвения соответствуют нормам воровской этики».

Лица, рекомендовавшие новенького, несли перед обществом ответственность за его предстоящее поведение. Все принимающие должны убедиться, что кандидат сможет соблюдать «закон». Ритуал для начала приема включал в себя ритуалы «коронования воров» и клятвы не нарушать арестантский «кодекс чести». Предателей ожидала грозная экзекуция. На примерах схожих личностей воспитываются юные лица, отбывающие наказание. Их завлекают иллюзии независимости этого мира, подчинение ему других. В местах лишения свободы молодежь усваивает строгую «этику блатной жизни». Каждый член группировки в отношениях вместе должен быть добросовестным, справедливым, не должен врать. Если ты сам себя поставил в затруднительное положение, к примеру, был задержан с поличным на месте злодеяния, то не указывай на виновность других соучастников. В этом тоже проявляется твоя честность как узника: в отношении собственных ты должен быть честен, но в отношении к другим оправданы хоть какой обман, любые кровавые насилия. Антисоциальная суть «воровской этики» проявляется сначала в том, что она является закрепителем и проводником определенного опыта предыдущих поколений преступников, поддерживая изначальную ориентацию обычных правонарушителей на ведение паразитарного стиля жизни. Каждое поколение «авторитетов» уголовной среды с необходимостью заимствует ряд устойчивых антисоциальных установок, искаженных ценностей из прошедшего. В определенном смысле они выбирают не только лишь свое будущее, да и прошедшее: это совершение злодеяний, а заместо обычной жизни — антиобщественный стиль жизни. Если другие категории лиц, отбывающих наказание, только подчиняются «воровской этике», чтоб обеспечить для себя обычное сосуществование в среде либо чтоб заслужить почтение «блатных», то «авторитеты» считают преклонение перед традициями своим долгом. Традиции сформировывают внутренний мир обычного правонарушителя, обычаи, в свою очередь, направляют его в реальной жизни, накладывая табу на одно и разрешая другое. Только формируя и возрождая добрые традиции, испытанные веками, можно сделать мощнейший заслон распространению «воровской этики». «Правонарушитель исправим лишь на базе предназначенных для него положительных ценностных ориентаций».

В текущее время «авторитет», помноженный на огромные средства, вскружил голову новым «ворам», которые открыто начали совершать вымогательства, экзекуции. Попадая в ИТУ, не зная особенностей сложившихся там отношений, они допускали отступления от «воровской этики» — занимались откровенными поборами, притеснениями осужденных, что вело к недовольству основной массы и к потере приобретенного «авторитета». Классические «воры» не признали их субкультурных «званий», осудили и тех собственных сотоварищей, кто учавствовал в «короновании» вымогателей. Таким макаром, в криминальном мире на базе «этических» разногласий появились конфликтные ситуации. Наша родина пришла к структуре преступности, характерной всем странам с рыночной экономикой. Субкультурный авторитет сейчас поддерживается не столько приверженностью общества уголовным традициям и обычаям, сколько размерами «теневого капитала», имеющегося в его распоряжении. Неверно было бы гласить о нивелировании системы искаженных ценностных ориентаций в среде обычных правонарушителей. «Отдельные нормы, традиции, обычаи и межличностные связи поменялись, но их функции сохранились».

Источник: Полезные советы