На северо-востоке современной Сирии, меж реками Тигр и Евфрат, со 137 года до нашей эпохи по 242 год нашей эпохи было маленькое правительство Осроена, которое первым объявило христианство официальной гос религией. Тут же 1-ый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.

Легенда об иконе

По бессчетным легендам, осроенский правитель Авгарь V, резиденция которого находилась в столице страны Эдессе, захворал неизлечимой заболеванием — темной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасателя. Придворный живописец, отправленный ко Христу, не сумел запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу королевским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший заглавие «убрус», либо Мандилион, либо икона Спаса Нерукотворного. Другими словами в традиционном варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по бокам которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.

После расчудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют прямо до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как нередко это бывает, в тяжелую минутку на помощь приходит провидение. В нефе над воротами городка были обнаружены не только лишь сама отлично сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, да и ее отпечаток на глиняной стенке хранилища, либо Керамидионе. Блокада городка была снята самым расчудесным образом.

Особенности иконы

Этот чудотворный образ в обоих собственных проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим богомазам как 1-ая их самостоятельная работа.

Икона Спаса Нерукотворного – единственный образ, на котором ореол вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся снутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасателя, общий фон иконы (на самых старых иконах фон всегда оставался незапятнанным), несут свою смысловую нагрузку.

Бытуют представления, что сделанный без кисти и красок портрет, которым является, по собственной сущности, икона «Выручил Нерукотворный», — фото Христа, запечатлевшее его лицо.

В православии эта икона всегда, с момента привоза ее перечня из Константинополя в 1355 году, игралась необыкновенную роль. Хотя самые античные иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со 2-ой половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне муниципального культа и внедряется везде. Под него строятся храмы, этот лик изображен на знаменах российских войск в самых решающих для страны битвах – от Куликовской до схваток Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется равномерно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед российского орудия.

Икона «Выручил Нерукотворный» сейчас

Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского мужского монастыря городка Вятки в Успенский собор Кремля, зополучило муниципальный масштаб и значение. Тыщи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее свалились на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через их можно было только с непокрытой головой, в символ божественности лика.

«Выручил Нерукотворный» — икона, значение которой нереально переоценить. Она воспринимается как один из главных знаков православия, по смысловому значению она равняется к кресту и распятию.

В последние годы, которые время от времени справедливо именуют Вторым крещением Руси, строится невиданное количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был построен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.