Генри Лайон Олди Путь меча«Путь меча», пожалуй, один из самых узнаваемых и при всем этом самых разноплановых романов харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди.

Кабирский эмират — фактически утопическое правительство. Обитатели Кабира много годов назад отказались от убийства и насилия. Прохладное орудие в этом государстве построено в культ, но употребляется только для бескровных поединков-дуэлей, в каких обитатели Кабира оттачивают мастерство владения клинком.

Но по сути все не так, как кажется на 1-ый взор. Настоящими хозяевами Кабира считает себя… прохладное орудие! В мире Кабира клинки, шпаги и кинжалы наделены разумом и могут разговаривать меж собой. Они именуют себя Блистающими, собственных людей — Придатками, а бескровные поединки — Беседами.

Мирная жизнь Блистающих Кабира и их Придатков — либо жизнь людей и их орудия? — нарушается убийствами, которых Кабирский эмират не лицезрел уже много лет. Человеку Чэну Анкору из рода Анкоров Вэйских и Блистающему Дань Гьену по прозвищу Мэйланьский Единорог придется отыскать общий язык, чтоб совместно положить конец насилию. Сейчас у их один путь на двоих — Путь Клинка…

«Путь меча» заходит в так именуемый «Кабирский цикл». В этот цикл также включена повесть «Дайте им умереть», являющаяся продолжением «Пути меча», и роман «Я возьму сам», описывающий предысторию событий, обрисованных в «Пути меча».

Роман «Путь меча» многослоен, он раскрывается перед читателем равномерно, как запах дорогих духов. Исходная нотка — неподражаемая атмосфера Кабира: восточный спектр описаний и речи персонажей тонко оттеняется касыдами авторства Олега Ладыженского:

«Не воздам Творцу хулою за прошлые дела,
Пишет кровью и золою тростниковый мой калам,
Было доброе и злое — только помню павший город,
Где мой жеребец в настенном проломе спотыкался о тела…»

Нотка сердца — сюжет и повествование. Мы можем узреть действия очами 2-ух персонажей: человека и его клинка, Блистающего и его Придатка, которые равномерно соединяются в одно целое. Грань меж человеком и орудием стирается, соединяя мир людей и мир Блистающих. Сюжет романа захватывает читателя, и мы радуемся и грустим вкупе с Чэном и Единорогом, беспокоимся за их, до последней странички не догадываясь, предначертано ли Кабиру быть спасенным либо погрузиться в бездну насилия?

Конечная, базисная нотка — это вопросы, которые ставят пред нами создатели, и над которыми мы размышляем даже после того, как была перевернута последняя страничка книжки. Вероятен ли мир без убийств и насилия? Допустимо ли учить человека убивать для того, чтоб он сумел защищаться? Как оправдана борьба с насилием с помощью насилия?

«Путь меча» — атмосферная книжка с глубочайшим подтекстом, рассчитанная сначала на вдумчивого читателя, способного узреть сущность за цветистыми фразами и восточным колоритом.

Цитаты из книжки

«Когда любишь, нереально поведать, за что любишь. А если может быть — то это уже не любовь!»

«А на данный момент… на данный момент мы умеем убивать. И умеем не убивать. Мы не всемогущи, и силам нашим есть предел, но мы способны выбирать, и дело не в ремесле и искусстве, не в жизни и погибели, а в выборе, который наш и только наш.
В свободном выборе.»

«Мне снился сон. Спроси — о чем? Отвечу — ни о чем.
Мне снился сон. Я был клинком. Я был тогда клинком.
Я был дорогой и жеребцом, скалою и ручьем,
Я был грозой и летним деньком,
Прохожим и его плащом,
Водою и огнем…»