Генеалогия, история семьи. Ревизские сказки

Генеалогия, история семьи. Ревизские сказкиНа данный момент многие пробуют вернуть историю собственной семьи: изучают архивные документы, отрисовывают генеалогическое древо, пишут поколенную роспись.
И часто сталкиваются с совсем непонятными наименованиями документов. Например — «ревизские сказки». Что же все-таки это такое? Как с ними работать? И вообщем — что из их можно почерпнуть для восстановления истории собственного рода?

Сначала ХVШ в. налоговая система перетерпела новые конфигурации. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В согласовании с новейшей системой налогообложения была принята и новенькая форма учета населения — так именуемые ревизии («подушные переписи»). Всего в Рф было проведено 10 ревизий.

Указ о проведении 1 ревизии издал Петр I 26 ноября 1718. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и длилась до 1727. Были переписаны не только лишь российские, да и большая часть других народов. И все таки ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Не считая того, сначало ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, также на украинцев, живших в российских губерниях. Правда, позднее на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения либо осуществлены другие формы учета населения (к примеру, в Малороссии — «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).

2 ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743: началась в 1744 и завершилась в 1747. Она, как и 1 ревизия, вновь не задела ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась 2 ревизия и на местности Малороссии. Все же 2 ревизия окутала некие категории населения, которые не были окутаны 1 ревизией. А именно, были учтены обитатели Ингерманландии (населенная финнами часть сегодняшней Ленинградской области), украинцы на российских землях и в Слободских полках, также и иноземцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 предусматривалось, что раздельно должна региться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения, при всем этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
Через 17 лет после начала 2-ой ревизии было решено провести третью ревизию. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц дамского пола. Ранее их численность определялась методом удвоения числа, лиц мужского пола. 3-я ревизия началась в 1762 и в главном закончилась к середине 1764. С учетом всех пропусков и «беглых душ» общая численность населения Рф к 1763 году составила 23200 тыс. чел. Но ревизия недоучла значительную часть населения, и позднее, уже в процессе последующей, 4, ревизии было найдено огромное число недоучтенных 3 ревизией приписных душ. К началу 3 ревизии был совсем установлен перечень категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая фактически без конфигураций до 10 ревизии. Начиная с  3 ревизии,  в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского дамского пола (фамилия,  имя,  отчество,  возраст,  сословная принадлежность, место проживания).
В 1781-1783 проходила 4 ревизия. В отличие от всех прошлых она распространилась на всю местность Рф, охватив и те окружные районы, где до этого проводились только свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность не только лишь «некрещеных иноверцев», да и «новокрещеных», т.е. принявших православие в 30-50-х годах XVIII в. Не выделялись издавна принявшие христианство этнические общности: белорусов, поляков (не считая живших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и др.
23 июня 1794 г. был издан именной указ о проведении последующей, 5, ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796. Формуляры документов остались такими же, как и во время Четвертой ревизии. По ее итогам в Рф уже насчитывалось 28300 тыс. человек.
Следующие ревизии – 6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..
В формуляр сказки 7 ревизии для неких категорий населения вносятся сведения о специальности;  сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.
Ревизии не обхватывали стопроцентно все население, большая часть из их не покрывало всей местности страны, и были растянуты во времени (хотя сроки их проведения равномерно уменьшались). В протяжении практически полутора веков ревизии практически являлись единственной довольно широкой формой учета населения страны, только в неких районах кроме их проводились местные исчисления.
Ревизские сказки позволяют установить последующие сведения: сословную принадлежность лица,  подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения;  место неизменного жительства;  наличие малышей мужского и дамского пола (не считая 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения;  родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне;  имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде всевозможных случаев по 1-5 ревизиям — национальность;  по 1 ревизии — физические недочеты («увечен», «слеп»). Установить можно конкретно возраст на момент переписи, а не год рождения, потому подсчитанный год рождения по различным ревизиям обычно различается.
Категории населения, перечисленные  в ревизских притчах тех времен:  мещане, церковнослужители, бойцы, цеховые, из купечества, фермеры. Последняя категория включала в себя последующие группы: свободные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д.  В «переписные листы» вносилось штатское состояние каждого из переписываемых абонентов на реальную и прошлую ревизию. К примеру, воинская служба имела последующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Принципиальной числилась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, без помощи других переселились, переведен, пришли непонятно откуда, в неведомой отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Но даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, потому что не содержали в себе гигантскую группу, освобожденную от учета. От  учета были освобождены:
1) дворяне,
2) гос. служащие,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и другие казаки),
5) знатные граждане,
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам,
7) все лица получившие ученые, мед, академические степени,
8) мастера казенных заводов и т.д.
Не все ревизские сказки сохранились. Не все сохранившиеся описаны (другими словами попали в описи), другими словами, даже если они и есть, вам произнесут, что их нет. Сохранившиеся не всегда даются исследователям – для этого они должны быть прошиты, пронумерованы и в неплохом состоянии.А вообще-то они хранятся в федеральных архивах  — фонды ландратских книжек и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА); Сената, Департамента различных податей и сборов министерства денег (РГИА) — и в региональных архивах —  фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды.

Комментировать

Почта не публикуется.Обязательные поля отмечены *