Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию тяжело переоценить. Свидетельством признания его наград перед государственным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии. Его дом доброжелательно открывал двери перед Львом Николаевичем Толстым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее короткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в выдуманном приволжском городке Калинове.

Действие 1. Черта городка Калинова

1-ое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Дискутируют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком негоцианта Савела Прокофьича Одичавшего — Ваней Кудряшом. Позднее к их разговору присоединяется образованный племянник Одичавшего – Борис. Мы слышим от их вместительную и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городке. Тут процветает самодурство Одичавшего, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Одичавший, как разумеется, планирует присвоить часть наследия, принадлежащую Борису.
В городке процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые богатые горожане. Если Савел Прокофьич нахально, с кликом и бранью обирает собственных работников, повсевременно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна пренебрегает собственных домашних (невестку Катерину, отпрыска Тихона и дочь Варвару) более тонко – неизменными упреками и назиданиями. При всем этом каждый собственный выпад Кабаниха может разъяснить «по понятиям»: дескать, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев городка начинается «Гроза». Короткое содержание по действиям в предстоящем полностью опирается на это вместительное описание.

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся очевидцами действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша дискутирует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пробует заинтриговать слушающих простыми выдумками об укладе жизни в «далеких странах». Иронически изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Короткое содержание по главам нам указывает и реальную виновницу катастрофы.
Дочь купчихи Варвара беззаботно играет роль сводни. Ее невестке Катерине приглянулся племянник Одичавшего, Борис. Супруг Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, актуальные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, сразу подговаривает к измене его супругу, Катерину. Для этого она выдумала хитрецкую «комбинацию» с заменой ключа мамы от ворота.

Катерина по-своему пробует сохранить верность супругу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пробует связать себя клятвой, через которую не сумеет перескочить. Но недалекий Тихон и здесь прерывает ее.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса – основная мысль этого эпизода драмы, его короткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в различных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Сначала опьяненный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «1-го поля ягоды» скоро примиряются. Потом им на замену выходит философствующий Кулигин, позже целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезвычайно деятельная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу поблизости сада Кабановых в овраге. И в конце концов, происходит само свидание. При этом Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, позже пары расползаются. Катерина пылко признается Борису в любви. Но, как видно, у того отношение к любви циничное, потребительское. Не соображает он, а вероятнее всего, и не может осознать, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, маленький человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно, не замечает этих аспектов.

Действие 4. Кульминация

Проступок и расплата – таково у многих драм короткое содержание. «Гроза» по действиям подводит нас к собственной кульминации. Льет дождик, а Калинов находится во власти грозы. Сначала деяния обыватель Кулигин обосновывает негоцианту Одичавшему необходимость обустройства в городке громоотводов. Но хитрецкий скупец по-хамски обижает инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза – кара господня. Так, вобщем, задумываются многие. Трепещет от молний совершившая прелюбодейство Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Случается то, чего боялась Варвара: напуганная увещеваниями показавшейся, как чертик из табакерки, слабоумной барыни, сопровождаемой прислужниками, Катерина признается в собственной измене супругу Тихону. Стоит ждать от него благородства? Навряд ли.

Действие 5. Катастрофа

«Может ли счастье быть там, где царствуют унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая короткое содержание. «Гроза» по действиям кропотливо прорисовывает образы героев, давая им исчерпающую характеристику. Опьяненный Тихон дискутирует с Кулигиным. Ведает, как непробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «малость побил» Катерину. (Так мать повелела.) Радуется, что Бориса дядя Савел Прокофьич посылает в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства матери Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина отыскивает встречи с Борисом. Лицезрев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит юного человека молиться о ее порочной душе. Но даже это не пронимает слабовольного юного человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не желает ворачиваться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и утопает в ней. Кулигин винит Марфу Игнатьевну и Тихона в нещадном отношении к Катерине. Тихон же обвиняет мама, себя считая злосчастным.

Выводы

Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал о «Грозе» блестящую статью «Луч света в черном королевстве». В ней он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, также тлетворная обстановка в доме Кабановых привели Катерину к самоубийству. При этом этот поступок в осознании Добролюбова заполучил черты протеста личности. С ним не согласился критик Писарев, указавший на неразвитость разума, интуитивность и обостренную чувственность Катерины, приведшие ее к смертному греху. Вобщем, спор этих 2-ух видных критиков можно рассудить словами классика Гончарова о том, что «доброе сердечко» ценнее утонченного разума.