Их этой статьи вы узнаете о том, что такое валторна. Этот инструмент интенсивно употребляется в симфонических и духовых оркестрах.

Определение

Что такое валторна? Это медный духовой мундштучный инструмент, звучащий в теноровом регистре. Слово «валторна» всходит к германскому Waldohom, что значит «лесной рог». Инструмент вправду произошел от охотничьего сигнального рога и вошел в оркестр посреди 18 века. Прямо до 1930-х валторна не имела дополнительных вентилей и являла собой натуральный инструмент с ограниченным звукорядом. Еще Бетховен воспользовался так именуемой «натуральной» валторной. Позже методом разных приспособлений она была существенно улучшена.

Внешний облик

Описание внешнего облика инструмента поможет осознать, что такое валторна. Она представляет собой железную трубу длиной приблизительно двенадцать фунтов. На инструменте размещены наконечник в форме мундштука и три особых клапана. Музыкант меняет звучание валторны, вибрируя губками на мундштуке и передвигая клапаны левой рукою. Правую руку он обычно помещает в раструб инструмента для придания тембру дополнительных красок и цветов.

Особенности звучания

Что такое валторна в наши деньки? Она интенсивно применяется в духовом и симфоническом оркестрах, в также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторна употребляется обычно в строе Фа (in F), в духовом оркестре – в строе Ми-бемоль (in Es). Спектром духового инструмента являются все звуки хроматического звукоряда от «си» контроктавы до «фа» 2-ой октавы. Тембр валторны броский и светлый на форте, певучий и мягенький на пиано, в нижнем регистре несколько грубоватый. Инструмент отлично передает праздничное и печальное настроение.

Играя на валторне, отлично извлекать длинноватые нотки (в том числе на органном пт) и мелодии для широкого дыхания. При всем этом объем используемого воздуха относительно маленький. Валторна, фотографию которой вы сможете созидать в данной статье, очень подходит для выполнения симфонических произведений.

Приемы для конфигурации звука

Звук валторны можно поменять, используя особенные приемы. Чтоб инструмент издавал «закрытые» звуки, его раструб запирается рукою. В таком положении тихие звуки получают ласковый и приглушенный тембр, тогда как звучные становятся осиплыми и рычащими. Для извлечения из инструмента «застопоренных» звуков в раструб валторны вводится кулак наподобие груши. От этого звучание увеличивается на полтона, звуки на пиано становятся напряженно-тревожными и звенящими, на форте – получают рычащий, осиплый тембр. Оба метода использовались в старину для придания «натуральной» валторне хроматизмов. Если играть на инструменте раструбом ввысь, это сделает звук валторны более звучным и даст музыке патетический нрав.

Произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт написал четыре концерта для валторны. Не считая того, особые произведения для нее были написаны Рейнгольдом Глиэром и Рихардом Штраусом. У Петра Ильича Чайковского, в концерте для фортепиано с оркестром № 1, в первых тактах можно услышать валторну. 2-ая часть пятой симфонии величавого композитора фактически представляет собой соло на этом духовом инструменте. В первой симфонии Густава Малера (в первой ее части, с 32-го такта) также звучит инструмент валторна.

Известные валторнисты

Искусством игры на валторне в различное время славились такие музыканты, как австриец Йозеф Игнац Лейтгеб, Брейн Деннис из Англии, Бауманн Герман и Петер Дамм из Германии, Баборак Радек из Чехии. Профессиональными валторнистами были россияне: Усов Антон Иванович, Буяновский Миша Николаевич и его отпрыск Буяновский Виталий Михайлович, Полех Валерий Владимирович и Демин Анатолий Сергеевич. Эти величавые исполнители знали, что такое валторна, какие прекрасные произведения можно исполнить на ней.