Кажется, уже никто не задается пользующимся популярностью еще посреди 90-х вопросом о том, что такое реформы. За последние лет 15 само это понятие потеряло обычное звучание «коренных преобразований» и стало созвучным с ожиданием пустых перемен. Если что-то и изменяется, то кое-где там, «наверху», тогда как на низовом уровне никаких конфигураций не происходит. А заместо базовых перемен люди чувствуют усложнение жизни и пустую трату времени.

На данный момент необходимо находить новые ответы на старенькый вопрос о том, что такое реформы. На 1-ый план выходят преобразования в мед сфере, в области общественного и пенсионного обеспечения. Но самой насущной неувязкой остается реформа ЖКХ. Ведь не тайна, что трубы, водопровод, сточная канава, электричество, словом, коммунальное хозяйство в целом осталось постоянным еще с русских времен. Коммуникации не ремонтировались несколько десятилетий, более 80% не только лишь на физическом уровне, да и морально устарели. Как и устарела еще действующая постсоветская форма управления, на самом деле собственной малоэффективная и не отвечающая требованиям времени. Феномен: ЖКХ остается единственной отраслью в русской экономике, где мелкие островки личного капитала ощущают себя очень неуютно в океане монопольно-государственного давления на любые инициативы поменять ситуацию к наилучшему.

Кстати, об конфигурациях. Ответ на вопрос о том, что такое реформы, довольно прост. Это конфигурации «правил игры» на чужом поле, которые приводят к базовым переменам. К примеру, реформа образования, которая подразумевает передачу образовательной автономии вузам. Другими словами дело не в решении текущих денежных заморочек, поиске средств для модернизации коммунальных сетей либо строительства новых современных кварталов. Хотя бы поэтому, что это нереально. Только по официальным данным, раз в год население выплачивает за неоказываемые услуги 1,3 трлн. рублей. А на первичный ремонт требуется 9 трлн. По этой логике выходит, что цена ЖКХ-услуг должна вырасти в 9 раз! Ну и строительство новых домов заместо «хрущевок» востребует без малого 25 лет времени. А означает, новые строения состарятся, не успев «родиться». Не говоря уже о том, что все-таки делать в протяжении этих 25 лет, к тому же не в больших городках. Наша родина, к чиновничьему огорчению, — страна большая…

В конечном итоге ответ на вопрос о том, что такое реформы, лежит в несколько другой плоскости. Это требование гарантированных государством прав личной принадлежности и демонополизации всей коммунальной экономики. Правительство, судя по недавнешнему решению Госсовета, все-же хочет демонополизировать управление коммунальным хозяйством, передав фактически все коммуникации в руки личных концессионеров. Но управление – это не собственность. Тем паче собственность на землю, по которой эти коммуникации прокладываются. И выходит, что заместо одной гос монополии появляются две: бюрократическая и личная. С различным многофункциональным и рыночным заполнением. А удержать в этих критериях рост цен на те же ЖКХ-услуги не представляется вероятным.

Не считая того, еще есть одна неувязка. Никто, наверняка, уже особо не спорит, необходимы ли ТСЖ либо нет. Закон есть закон. Другое дело, как быть, если ТСЖ не отходят в собственность весь комплекс коммуникаций, придомовая территория и земля, на которой размещены дома, вошедшие в него. Без нареченных главных частей смысла создавать приятельство нет. Ведь разумеется, что реформа ЖКХ тянет за собой и земляную реформу, и реформу АТУ и экономной системы. А это уже коренные перемены…