Батик

Искусство ручной росписи разных тканей именуется батик (batik). Это индонезийское слово образовано от ba – «хлопчатобумажная ткань» и tik – «точка» либо «капля». Сначало батиком называлась особенная разработка окрашивания и декорации ткани, в первый раз примененная на полуострове Ява.

На сегодня батиком именуют любые методы ручной росписи тканей. Обычно, расписывают шелк и хлопчатобумажные ткани. Можно расписывать шарфы и платки, декорировать росписью одежку, также изготавливать декоративные панно и целые картины в технике батик. Соответствующей особенностью батика является нанесение специального резерва — состава, который препятствует проникновению краски в ткань. Резервом обычно обводят контуры рисунка.

Более пользующимися популярностью техниками ручной росписи являются прохладный, жаркий и узелковый батик. Эти техники отличаются по методу нанесения красителей на ткань.При прохладном батике употребляется прохладный резерв, красителем заполняется только место снутри запасной полосы, по этому набросок приобретает графическую четкость. Резерв после окрашивания удалять не непременно.

В технике жаркого батика употребляется жаркий расплавленный воск либо его заменитель – парафин. Воск наносится при помощи специального инструмента – чантинга. Этот инструмент представляет собой маленький сосуд с узким носиком, закрепленный на древесной ручке.

Для росписи в технике узелкового батика ткань завязывается особенными узлами, а потом погружается в краситель (жаркий либо прохладный). После того, как ткань окрасилась, на месте узелков получаются необычные разводы. Такая техника нередко применяется для росписи огромных полотен ткани, к примеру, покрывал.

Расписывать ткань вручную может хоть какой желающий, даже если он не имеет художественных способностей. Даже самые незамудреные узоры смотрятся очень декоративно, к тому же, для начинающих есть особые наборы, в каких на ткань уже нанесен контур рисунка.

Начинать работу следует с выбора подходящей ткани. Для начинающих рекомендуется обычная белоснежная хлопчатобумажная ткань, так как шелк ведет себя более «капризно» — нужны определенные способности, чтоб верно нанести на него краситель.

Избранный кусочек ткани не должен быть очень огромным, полностью довольно 45х45 см. Непременно следует постирать ткань до росписи. Потом ткань необходимо натянуть и закрепить на особом подрамнике, начинающие могут пользоваться обыкновенными пяльцами для вышивания. Ткань должна быть натянута туго и ровно.

Дальше можно приступать к нанесению нужного узора. Контуры наносятся особым восковым карандашом, который просто смоется после стирки. Можно также за ранее нарисовать контур на листе бумаги тушью либо фломастером. После этого подсунуть набросок под ткань и обвести контур резервом.

Резерв непременно должен отлично пропитать ткань, по другому он будет пропускать под себя краску. Густота резерва должна быть таковой, чтоб он отлично впитывался в ткань, но не разливался. Линия резерва должна быть непрерывной, это просто проверить при помощи воды. Если капля воды проникла за границы контура, то нужно находить «дырку» в полосы.

После высыхания резерва можно перебегать к окрашиванию ткани. Для окрашивания следует выбирать краски, созданные для росписи конкретно по данной ткани, либо же универсальные краски, подходящие для всех волокон. Непременно необходимо прочитать аннотацию, так как различные красители имеют различное время высыхания и по-разному закрепляются на ткани.

Краситель по мере надобности смешивается с водой и при помощи круглой с острым кончиком кисточки (белка, колонок) наносится на поверхность ткани снутри запасных линий. Для плавных разводов либо для грунтовки фона употребляется широкая кисть-губка. Подтеки и кляксы следует очень стремительно удалять ватной палочкой, смоченной в спиртовом растворе. Но следует держать в голове, что спирт отталкивает воду и участок ткани в этом месте окрасится светлее.

Соль, в отличие от спирта, воду притягивает. Потому если посыпать влажный от красок шелк солью, то получатся уникальные эффекты. Также разные эффекты можно получить при помощи бисера, бусинок.

При разноцветном окрашивании следует работать послойно. Т.е. сначала нужные участки окрашиваются в один цвет, потом на те участки, где должен сохраниться данный цвет, наносится резерв и ткань вновь окрашивается. Принципиально соблюдать правило: краски наносятся от более светлых к более темным, так как при окрашивании они смешиваются. Каждый последующий слой красителя следует наносить на высушенную ткань.

После окончания росписи в технике жаркого батика, воск нужно удалить. Для этого ткань размещается меж листами бумаги (газет, салфеток и т.д.) и проглаживается жарким утюгом. При необходимости следует подменять бумагу.

Завершенную работу оформляют багетом либо же, если это шарф либо платок, оформляют концы ткани.

Батик