Административно-территориальное деление является одной из главных составляющих понятия «форма страны». Практика ведущих стран, также различный опыт нашей страны обосновывают, что от того, как хорошо в территориальном плане устроена страна, зависит, в том числе, ее социально-экономическое развитие и благополучие людей.

Административно-территориальное деление в современных критериях представляет собой непростой комплекс государственно-правовых институтов, при помощи которых не только лишь осуществляется общее управление данной территорией, да и закладывается нужная политическая, идейная и социально-экономическая база для предстоящего развития общества.

Административно-территориальное деление России: история и современность

Административно-территориальное деление Рф периода империи фактически в окончательном виде было сформировано еще при Екатерине II. Конкретно в ее правление вся страна была поделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на уезды. Стоит направить внимание на тот факт, что административно-территориальное деление Рф в тот период опиралось не на государственный либо какой-нибудь исторический признак, а только на количество населения. Так, в состав губернии заходила территория, на которой проживало от 300 до 400 тыщ человек.

Такое территориальное деление Рф преследовало сходу несколько целей. С одной стороны, такими территориями было намного проще управлять, поддерживая на их безопасность и принуждая местное население к уплате налогов. С другой стороны, приблизительно однообразные по количеству живущих земли приносили, исходя из убеждений налогов, фактически схожий налог, потому сильных диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных территорий не было. В конце концов, в-3-х, разделение земель, где компактно проживали представители той либо другой национальности, на несколько губерний должно было, по воззрению центральных властей, резко понизить их рвение к независимости и сепаратизму.

Административно-территориальное деление России: история и современность

Совершенно на другие принципы, осуществляя административно-территориальное деление Рф, опирались руководители русского периода. С одной стороны, они во главу угла ставили экономическую обоснованность выделения тех либо других краев и областей, а с другой, — руководители как СССР, так и РСФСР, уже не могли так просто отмахнуться от рвения целого ряда народностей получить хотя бы культурно-территориальную автономию. Время от времени эти тенденции входили в противоречие вместе, что приводило к самым различным изменениям в территориальном устройстве нашей страны.

Так, в 1-ые годы русской власти происходил процесс разукрупнения старенькых королевских губерний, что привело к возникновению таких областей, как Свердловская, Череповецкая либо Царицынская. Не считая того, в тот же период интенсивно появлялись новые муниципальные образования, о которых сейчас уже не достаточно кто помнит – Коммуна германцев Поволжья, Северо-Кавказская республика, Литовско-Белорусская республика и др.

Потом вся эта административно-территориальная пестрота была заменена точной структурой, которая предугадывала трехуровневую систему управления: область (край) – окрестность – районы. После того, как посреди 1930-х гг. деление на окрестность было признано нецелесообразным, административно-территориальное деление РСФСР приняло тот вид, в каком оно просуществовало до распада СССР.

Административно-территориальное деление России: история и современность

Территориальное деление РФ, унаследовав почти все от русского периода, поменялось как количественно, так и отменно. А именно, заместо 16 автономных республик, которые входили в состав РСФСР, сейчас в Рф насчитывается 21 республика, права и свободы которых существенно расширились.

Фактически все автономные области, кроме Еврейской, и автономные окрестность также получили статусы республик, резко выделившись на фоне краев и областей. Новый статус субъектов РФ подчеркивается не только лишь Конституцией, принятой в 1993 году, да и обоесторонними договорами, которые были заключены меж Центром и регионами еще в 1990-е годы.

Административно-территориальное деление Рф переживает в реальный момент очень сложный период. Связано это, с одной стороны, с тем, что большая часть субъектов не может без помощи других делать взятые на себя социальные обязательства, а с другой, — с тем, что сохраняется напряженность и опасность развития сепаратистских настроений в целом ряде государственных республик.